Человек и общество

Доверие к человеку в форме

Принято считать, что обычному гражданину, который не является ни потерпевшим, ни подозреваемым, ни свидетелем, общаться с полицейскими не приходится да и незачем. Отчасти это так, например, когда речь идет о следователях. Но есть и полицейские, для которых общение с обычными гражданами -сразу и основа основ, и ключ к раскрытию сложных дел. Конечно, речь идёт об участковых уполномоченных. Узнать побольше о их деятельности нам помог Денис Алексеевич Калашников — участковый уполномоченный, майор полиции. В его ведении находится участок №26, который находится в микрорайоне Заводском и включает примерно четыре тысячи проживающего населения. Майор Калашников служит здесь уже 11 лет.

Рабочий день участкового уполномоченного Дениса Калашникова, как и у всех участковых, начинается с получения оружия и планерки. Здесь же участковые получают материалы, которые были составлены службой ППС в ночное время. Позже по ним будут опрошены граждане и, если есть необходимость, составлены протоколы. Затем — путь на опорный пункт, и уже в пути Денису Алексеевичу звонят граждане.

— Я почти всегда на телефоне, — рассказывает майор Калашников. — Даже по воскресеньям люди звонят, причём далеко не всегда по факту происшествия.

В тот день, например, на опорный пункт пришла заводчанка, забывшая вовремя поменять паспорт после смены фамилии. По закону должен быть оформлен административный протокол. Затем участковый оформлял сдачу огнестрельного оружия на временное хранение. Владельцу — охотнику в летах — пришлось на несколько недель уехать из города, и продлить разрешение он не успел. И бумажную сторону вопроса, и обращение с оружием майор выполняет четко, профессионально. Таких обращений, по совершенно разным поводам, но одинаково требующих внимательного заполнения бумаг, за день может быть несколько, а может и не быть совсем.

Да, бумажной работы у участковых немало — это факт, но основное, конечно, — взаимодействие с населением. Как известно, отдельно учитываются проверки освободившихся с непогашенной судимостью. Сейчас на участке у Дениса Калашникова 15 таких граждан — это немного, вообще эта цифра по участку бывает и вдвое больше — и с каждым нужно побеседовать по месту жительства не реже одного раза в месяц. По опыту известно, что дальнейшая судьба оступившегося человека зависит от него самого: Денис Алексеевич знает примеры, когда ранее судимые каменчане больше не преступали закон, устраивались на работу, поддерживали доброжелательные отношения с соседями и коллегами. Eсть и такие, кто снова попадал на скамью подсудимых. Так, недавно при непосредственном участии майора Калашникова было возбуждено дело по факту торговли самогоном. За руку поймали уже «прославившегося» гражданина. Сейчас дело готовят к передаче в суд, а значит, для участкового снова есть работа — организация экспертиз, сбор документов. Eсли преступивший закон сам по повестке не является к дознавателю, то и доставка. Впрочем, в данном случае речь о человеке, уже имевшем дело с полицией, который понимает, что усугублять свое положение ни к чему.

— Наш участок я бы не назвал проблемным, -рассказывает майор Калашников. — Хотя лето обычно прибавляет хлопот Почему? Все просто -приезжают студенты: и местные, и из соседних населенных пунктов в гости. Приезжают и гости постарше. Вообще люди больше на улицы выходят, гуляют, отдыхают, и случаются конфликты. Ну и когда много выходных, больше бытовых правонарушений — это известная закономерность.

Так что выходной для всех — для участкового не выходной. Прибавьте к этому приемы граждан по субботам и суточные дежурства, к которым также привлекают участковых уполномоченных несколько раз в месяц. Получается, что свободные дни бывают редко.

— Тут уж не от нас зависит, — констатирует Денис Алексеевич. — Eсли случилось что-то требующее оперативного реагирования — надо действовать. Даже если происшествие касается других подразделений МВД, участковый может и должен помочь как защитник правопорядка, который находится ближе всех. Под словом «ближе» можно понимать территорию. Допустим, о ДТП граждане могут сообщить на наш опорный пункт, мы выезжаем на место, чтобы до прибытия ГИБДД не потерять контроль над ситуацией. И мы ближе общаемся с населением, что важно, например, когда сбегают из дома подростки. Кстати, не раз вместе с инспекторами по делам несовершеннолетних находили где-нибудь у друзей, беседовали и возвращали домой. Конечно, если наша помощь понадобится военкомату, службе исполнения наказаний или администрации города, ни один участковый не откажется.

Отдельным пунктом для каждого участкового идут обращения граждан. Они могут быть по разным поводам, и задача полицейского — не отмахиваться ни от одного, независимо от того, идет ли речь о вопиющем нарушении закона или семейной драме. То квартальные, домкомы или просто неравнодушные граждане просят проверить новых соседей, которые вызывают подозрения. То родители обращаются за помощью в воспитании трудных подростков. Доводится и по просьбам женщин беседовать с их мужьями о последствиях дружбы с «зеленым змием» и восстанавливать мир в семье.

— Так и получается, что за обходом участка и беседами с людьми весь день проходит, — рассказывает Денис Алексеевич. — Именно за обходами: я чаще хожу пешком, чем пользуюсь автомобилем. Для нашей службы очень полезно. Люди человека в форме воспринимают хорошо. Eсли нужен понятой или опросить в качестве свидетеля, то помогают, сотрудничают. Особенно активно люди откликаются, когда лично знают своего участкового как друга, помощника. Так что для участкового самое важное — наладить контакт с населением и всегда помнить, что служа Закону, служим народу.

***
фото: