Человек и общество

Больше «лошадей» — больше штраф?

6

По статистике ГИБДД количество ДТП в России снижается девятый год подряд. Тем не менее, общее количество ДТП осталось огромным — почти 165 тысяч случаев, в которых, увы, погибло около 15 тысяч человек.

Автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов предлагает внедрить новацию, направленную на повышение дисциплины на дорогах — начислять сумму штрафа в зависимости от класса автомобиля.

В 2021 году в отношении нарушителей ПДД вынесено более 179 миллионов постановлений о наложении штрафов, почти 70% из них — за превышение скорости. При этом совершенно очевидна тенденция: чем «круче» автомобиль, тем больше числится на нем штрафов. Например, в 2020 году инспекторы ГИБДД пойма ли лихача на черном БМВ, на который было выписано аж 2 тысячи штрафов, и 176 с просроченной оплатой.

— Очевидно, что для состоятельных граждан штрафы в фиксированной сумме не кажутся существенными. Во-первых, размер штрафов изначально определялся с учетом только минимальных и средних доходов. Во-вторых, он не индексировался, а значит, утратил свою значимость из-за инфляции и девальвации, — пишет Дмитрий Давыдов.

Возможность привязки штрафов к доходам в России неоднократно обсуждалась, но так и не была принята на вооружение. Действительно, на данном этапе, учитывая уровень теневой экономики и популярность зарплаты в конвертах, такую идею реализовать практически невозможно.

Итак, предлагается к базовым размерам штрафов, установленным КоАП, применить повышающий коэффициент для автомобилей с высокой мощностью двигателя, и в зависимости от года выпуска и лошадиных сил умножать установленный штраф на это число. К примеру, для новых авто с мощностью двигателя от 176 до 225 л. с. применять коэффициент 1,5, для следующих 50 «лошадей» — уже коэффициент 2 и так далее. С возрастом машины коэффициент снижается. Таким образом, за одно и то же превышение скорости на 20-40 км/ч водитель водитель пятилетнего Mercedes G500 получит штраф 2 000 рублей, а водитель бюджетного автомобиля — 500 рублей.

Предложения изучили в Совете Федерации, но охарактеризовали, как вызывающие сомнения. В парламенте считают, что увеличение штрафов для владельцев дорогих автомобилей нивелирует принцип дифференциации наказания в зависимости от степени общественной опасности, тяжести правонарушения и повторности совершаемого нарушителем деяния.

Оппоненты же считают, что если мощность двигателя влияет на размер транспортного налога и страховки ОСАГО, то она может влиять и на размеры штрафов. Инициативу поддержали и автодилеры. Так, в группе компаний «Авто-дом» — официальном дилере автомобилей класса премиум и люкс — подтвердили, что существующие в действующем КоАП штрафы в виде фиксированных сумм не являются существенными для владельцев дорогих авто.

По материалам «Российской газеты»