Человек и общеcтво

«Это Абхазия, брат!»

14

Хорошо, когда есть возможность планировать отпуск, вернее — где и как его провести. Eстественно, сразу же думаю о поездке на море, но куда?

После обсуждения этого вопроса с супругой мы решили ехать в Абхазию. Все-таки не были там ни разу. На решение повлияла и семья младшей дочери, которые пригласили нас ехать именно в Абхазию.

Прежде чем прибыть в этот, неизведанный для нас край, обратились к другу — Интернету. Почитали отзывы, посмотрели фотографии, видео и даже короткие, но познавательные клипы. Но все это информация от кого-то, а хотелось бы самим оценить все прелести и недостатки южной страны.

Взять билеты летом, в июле, оказалось большой проблемой. За месяц нашли два билета, но в разных купе. Верхние полки (о, в детстве — любимые!) не совсем комфортные, но делать нечего. Так и ехали с супругой, перестукиваясь через стенку. До Гудауты доехали за 19 часов, считая проверку на границе. Кстати, проверка сильно не напрягала, проходила около часа. Российская таможня проверяла паспорта тщательно, а абхазская — формально. Жарко не было (поезд стоял, двери не открывали, туалеты закрыли), так как было еще рано. Да, кстати, время здесь в смартфонах покажется грузинским — на час разница.

Гудаута

Город Гудаута — маленький, очень провинциальный и немного заброшенный. Старый облупленный вокзал с площадью, на которой сквозь разрушенную плитку проросла трава, встретил нас солнцем и хорошим приморским воздухом. Нас встретили родственники на машине и, пока ехали по городу мы услышали некоторые комментарии по поводу особенно унылых уголков со своеобразным колоритом.

Во-первых, много бесхозных отдельных строений и нежилых квартир в многоэтажках, есть полуразрушенные помещения и недостроенные дома, что придает городу некое своеобразие, и нисколько не красит его. Местные жители как-то не стремятся убрать старые развалины и построить что-то новое. Сначала нам показалось, что им просто лень. Но один местный таксист объяснил суть происходящего. Оказывается, виновата война, которая была здесь тридцать лет назад. Некоторые абхазцы покинули свои дома и квартиры, чтобы сбежать от войны. Пока их не было, недвижимость заняли другие. Когда с помощью России грузинская угроза миновала, прежние владельцы вернулись, но вступили в спор с новыми владельцами. Абхазцы не стремятся портить отношения друг с другом (почти все родственники), поэтому спорные территории остаются без присмотра. Вот такая особенность жизни в этой стране и она не единственная. Здесь часто любят отвечать на вопросы, когда получается какой-то «косяк» со стороны тех же таксистов, гидов, продавцов: «Это Абхазия, брат!»

Первые два дня всякие недоразумения воспринимаются довольно остро, но потом начинаешь понимать, что не все идеально в этом мире, да и страна эта — другая, да и у нас в России всего хватает.

Все-таки о некоторых случаях надо рассказать.

Такси в Гудауте вызывали дважды и оба раза с «сюрпризами»: первый раз — водитель почему-то ожидал в точке прибытия, а мы его ждали в точке вызова, второй раз — таксист проехал мимо нас и почему-то решил ожидать нас в отдалении, у светофора, в трехста метрах. Наше раздражение компенсировалось реакцией водителя: его признанием своей ошибки, умением посмеяться над самим собой и очень хорошим состоянием автомобиля.

Машины здесь — отдельная тема. У абхазцев, видимо, есть возможность покупать автомобили напрямую из Японии и Германии, подержанные, но с малым пробегом. На дорогах почти нет местных российских авто (только у милиции видели «Ладу Весту») да еще несколько экземпляров старой «классики»). В основном — это «Тойоты», «Хонды», «Ниссаны», «Лексусы», «Мерседесы», особой популярностью пользуются минивэны белого и черного цвета. Как сказал таксист — в прошлом году он купил свой минивэн «Ниссан» (100 тысяч км пробега) за 350 тысяч рублей. Нам такие цены не помогут -проблемы с растаможкой.

Водят они эти, в основном, «праворукие», автомобили прямо-таки виртуозно, настоящие горячие кавказские парни (а вот если нужен ремонт, то едут в Адлер). Тем не менее, они довольно вежливы к другим участникам дорожного движения. Также очень аккуратно объезжают коров и лошадей на дорогах. Спрашиваю у таксиста: «Почему корова лежит на шоссе?» Отвечает: «Eй прохладно, когда проезжающие автомобили обдувают ветерком».

По-русски здесь говорят все и почти без акцента, вывески на магазинах и кафе — на двух языках.

Пляж в Гудауте — почти пустой, однако имеются кабинки для переодевания с душем. Море — чистое и прозрачное, дно — крупная галька. В этом городке немало исторических мест: тутовое дерево, которому 250 лет; построенный еще при царе мост; Мюссерский древний храм (точнее, его развалины) и т. п. Однако, любителям развлечений здесь будет скучновато.

Вот они, Гагры!

Это один город — старая Гагра и новая Гагра. Протянулся он на несколько километров вдоль берега моря. Старая Гагра возникла еще в I веке до нашей эры в виде торговой фактории, основанной греческими купцами. Затем это был «берег турецкий», а уже в V веке в этом месте построили крепость римляне, руины которой еще можно обнаружить.

В XIV веке генуэзцы на месте нынешней Гагры отстроили новую торговую факторию, но турки прогнали их. После победы в турецкой войне Российская империя завладела здешними землями. На рубеже XIX и XX веков был построен населенный пункт. По мнению историков, в этой местности жили представители абхазского рода Гагаа и именно поэтому современный город назван Гагра.

В то далекое время русские солдаты, служившие здесь, очень страдали и гибли от малярии. Заболоченные места, повышенная влажность и огромное количество комаров.

Однажды побывший здесь принц Ольденбургский, родственник царя Николая II был поражен красотой здешних мест и решил обустроить на побережье европейский курорт. На его средства в Гаграх построили телеграф, водопровод, техникум, климатическую станцию и даже проложили электрические сети. Официально на карте город-курорт появился в январе 1903 года.

В уникальном парке высадили такие тропические деревья, как лимоны, апельсины, пальмы, кипарисы. Чтобы иссушить болота, специально из Австралии привезли эвкалипты, способные за короткий срок вытянуть из почвы десятки литров воды на каждый ствол.

В 1911 году на курорт пребывают первые туристы из Германии, а в следующем году приехал на отдых сам Николай II.

В советское время курорт Гагры не остался без внимания, в том числе, руководителей государства. Одна из дач Сталина (так уверяли местные экскурсоводы) находилась неподалеку, а в старой Гагре лично видел «Санаторий челюскинцев». Видимо, там отдыхали покорители Арктики.

Старая Гагра отличается от новой наличием заброшек, в том числе печально смотрится старый (когда-то очень красивый) железнодорожный вокзал, который непонятно по какой причине оказался в числе заброшенных зданий. Eще в старой части города значительно больше зелени и много эвкалиптов, поэтому воздух кажется совсем другим. Где-то в проспекте нашли указание на парк, где содержатся дикие птицы, и пройдя около четырех километров мы нашли этот адрес. Впечатления? Виноват, наверное, Кушнаренко со своим парком «Лога», который приучил нас к совершенно другому порядку содержания зоопарка и другого ландшафта. В гагринском парке лебеди, утки, орел, павлины содержатся в тесноте и имеют весьма потрепанный вид. Потом выяснилось, что это не единственный зоопарк в городе и где-то есть гораздо лучший. Но искать его времени не было.

Продолжение в следующем номере.

***
фото: Заброшенный вокзал;Эвкалипты в старой Гагре.;Царский мост.

Метки: #отдых, #это_интересно