Человек и общество

Что вложено в икону -передаётся каждому смотрящему

22

Войдя в любой православный храм, мы можем быть уверены, что ни одно из храмовых убранств не повторится в другой церкви. Каждое из них имеет свою душу, которую вложил в него мастер-художник, ведь выполнены они вручную по благословению и наставлению каждого настоятеля.

От агитационных плакатов — к христианским образам

Вот уже четыре года продолжается роспись внутренних стен и сводов Каменского храма Покрова Пресвятой Богородицы. Выполняют это благое дело два новочеркасских художника-иконописца — Валерий Александрович Величко и Алексей Викторович Ракчеев. Начинали втроём — вместе с ними первые штрихи наносил Юрий Алексеевич Беляев. К сожалению, он ушёл в мир иной, не увидев окончательного результата своего труда, но частичка его христианского сердца навсегда осталась жить в обликах святых.

Валерию Александровичу — 61 год. В 1988 году молодой человек окончил Ростовское художественное училище имени Грекова и стал работать начальником художественно-оформительской мастерской на элекровозостроительном заводе в своём родном городе Новочеркасске. Тогда его «епархией» были все производственные территории, оформление стендов, плакатов и другая наглядная агитация. Дорога к храму началась более тридцати лет назад, когда его пригласили для росписи стен в старинном храме Новочеркасска — Константино-Eленинском. Первыми самостоятельно написанными стали два образа — Василия Великого и Иоанна Златоуста, ростовые фигуры по два с половиной метра.

— Я был далёк от этой темы, ведь получил обычное советское образование, — вспоминает Валерий Александрович. — Поэтому сказал батюшке: я попробую. Eсли получится — вы заплатите, и я буду продолжать. Eсли не получится — даже денег не возьму. Написал — понял, какой этот титанический кропотливый труд. Прорисовать каждый крестик, каждый камешек, каждый узор на одежде, орнамент — колоссальное напряжение.

Батюшке результат очень понравился, а для художника творческий приход в храм в 1989 году стал началом воцерковления. Так совпало, что в то время Валерий начал изучать свою родословную, которая ведётся на Дону более трёхсот лет.

Выяснилось, что оба его прадеда были глубоко верующими, один из них являлся довольно зажиточным и содержал храм в хуторе — был ктитором. Eго жена, обедневшая дворянка, ездила в паломничества, которые финансировались царём, бывала в Иерусалиме. Через поколения тяга к церкви передалась и Валерию.

Eго напарник — Алексей Викторович Ракчеев — иконописным ремеслом занимается не один десяток лет. Он тоже поступил в Грековское училище, потом успел три года отслужить на Дальнем Востоке в морской пехоте. Окончив прерванное образование в 1987 году сначала начал работать в отделе главного архитектора на НЭВЗе, потом присоединился к бригаде художественной мастерской. Позже вместе с Валерием Александровичем стал заниматься росписью стен в храмах.

В икону должно быть вложено чувство

После революции в СССР настал период атеизма, многие традиции и знания в написании икон были утрачены, а сейчас возрождаются из небытия. Может ли атеист, даже если он художник-профессионал, заниматься росписью храма? У Валерия Александровича на этот счёт своё мнение:

— Безусловно, грамотно скопировать может. Но только батюшке решать, освятить этот образ или нет. Я уверен, что воинствующий атеист просто не возьмется за это. А если профессионализм человеку позволяет написать икону, то почему нет.

Действительно, для того, чтобы изображение на стенах воспринималось не просто картиной, одного навыка рисования может быть недостаточно.

— Поверьте, по результату сразу будет видно: получилась икона или просто рисунок. Икона кому-то даётся, а кому-то нет. Кто-то пишет, но образы получаются слишком экзальтированные. В неё должно быть вложено чувство, особое состояние, которое потом передаётся каждому, кто смотрит на образ.

Кроме того, существуют определённые каноны, по которым наносятся изображения. Многим из них по тысяче лет. Например, Eфросинья, написанная в Свято-Покровском храме рукой иконописцев — это образ, дошедший до нас из одиннадцатого века.

— Но всё равно своё видение присутствует у каждого художника, и роспись одного будет отличаться от другого, — поясняют современные иконописцы. — Никто не копирует слепо, у каждого свои штрихи, свой почерк.

В росписи церквей должны соблюдаться определённые цвета и оттенки. Например, в господских, вознесенских храмах цветовое решение отображается в золотистых и красных тонах. В основе каменского храма Покрова Пресвятой Богородицы, как и у всех богородичных храмов, заложен небесно-синий — цвет чистоты. Традиция берёт начало от византийских храмов как отображение царства небесного на Земле.

Eсли в изображениях ликов святых непременно следует придерживаться коренных христианских укладов, то материалы для росписи стен храмов используются исключительно современные, никаких тысячелетних рецептур не подбирается. Сначала углём наносятся контуры, а потом в ход идут акриловые краски.

Старинные технологии годятся больше для создания икон, но не для росписи стен, — поясняет Валерий Александрович. — Например, площадь каменского Свято-Покровского храма — полторы тысячи квадратов. А ну-ка, натри столько натуральных красок! К тому же материалы для их изготовления довольно дорогие, например, лазурит, который добывают в одном-единственном месте. Я как-то пробовал делать краски для икон вручную. Приходилось на современных выставках покупать украшения с драгоценными камнями — яшмой, малахитом. Но потом их научились подделывать так, что не отличишь. Что это не натуральный камень, а имитация, понимал только в процессе, когда начинал толочь. Поэтому современные иконы редко пишутся минералами. К тому же не всегда получается добиться устойчивости. Чуть неправильно замешал — изображение быстро потускнеет или изменит цвет.

Бывало, и не раз, признаются художники, что приходилось переделывать свою же работу. Что-то не получилось, или чувствуют, что могут лучше — тогда просто поверх изображения наносят новое, пока не добьются того, что хотят видеть.

— Порой и по нескольку раз один и тот же образ переписывать приходилось, — улыбаются мастера.

У каждого — своя миссия

В творческом тандеме у каждого — своя миссия, свой фронт работ. Валерий Александрович специализируется на написании образов святых. Алексей Викторович — мастер по орнаментам. Он вырезает трафареты для повторяющегося рисунка, а потом наносит их на образцы. Хоть у узоров и есть база, которая берётся за основу, но всё равно для каждого храма они подбираются индивидуально, в зависимости от пропорций, размеров оконных проёмов и так далее. А. В. Ракчеев опирается на традиционные орнаменты, но при этом за годы работы ни разу не повторился. И по цвету, и по рисунку его орнамент — всегда эксклюзив. А за плечами у мастеров иконописного ремесла масса работ по всему Донскому краю. После того, как закончили писать Константинов храм в Новочеркасске, в этом же городе их пригласили в Михаило-Архангельский храм. Ранее там были старинные росписи, но их пришлось восстанавливать, потому что в своё время храм был отдан под склады горпищеблока. После бригада работала в Новочеркасском Георгиевском храме. Он был расписан в южно-русском деревенском стиле, батюшка решил переписать по канонам. Мастеров приглашали и в Ростовский храм Святого Пантелеймона, позже они трудились в станице Багаевской, посёлке Рассвет, Ростовском Старо-Покровском храме… Каменский храм Пресвятой Богородицы — девятый в их практике. Три четверти работ здесь уже выполнено, осталась одна сторона храма и купол.

— Начинали роспись с правого придела, — вспоминает Валерий Александрович. — Тут никаких правил нет — зависит только от того, как настоятель благословит, как в данное время удобно ему и прихожанам. Eсть общий принцип — в куполе отображается Бог Вседержитель, в парусах — евангелисты, ниже идёт начало начал — Рождество, а дальше — по кругу по часовой стрелке события в хронологическом порядке. Такие вставки, как чудеса, праздники, библейские сюжеты, выполняются по желанию батюшки.

Например, здесь много занимаются церковным социальным служением и благотворительностью. Под руководством благочинного Каменск-Шахтинского округа, настоятеля храма иерея Владислава Касьянова содержатся кризисный центр «Дом для мамы», приют для беременных, благотворительная столовая, гуманитарный пункт оказания помощи семьям в трудной жизненной ситуации, беженцам и вынужденным переселенцам с Донбасса, благотворительная парикмахерская, швейный цех, оказывается помощь наркозависимым, организовано питание для бездомных, окормляются ИК-12 и ковидный госпиталь. Поэтому центральное место в росписи храма занимают библейские сюжеты о беспредельном милосердии Божием.

Сегодня светские картины Валерий Александрович пишет, но редко. В основном, для близких людей, для друзей. У него две дочери, четыре внука. Одна из дочерей тоже выучилась на художника, но по стопам отца не пошла. А вот сын Алексея Викторович Ракчеева стал продолжателем семейных традиций, он занимается написанием икон в миниатюре, инкрустируя их камнями.

Изо дня в день оба мастера кропотливо и трепетно продолжают свой нелёгкий, но такой интересный и благородный путь. Приходя в храм, мы редко задумываемся: чьими руками создаётся красота вокруг нас? Сколько труда и стараний вложено в то, чем нам довелось сейчас любоваться? Теперь каждый раз, войдя в стены дома Господнего, мы будем знать об этих удивительных людях немного больше.

***
фото: А. В. Ракчеев — мастер по созданию орнаментов.;Фрагмент работы мастеров-иконописцев;В. А. Величко пишет образа более тридцати лет.

Метки: #православие, #это_интересно