Человек и общество

Достойна самых высоких званий!

5

Невероятно! Написал письмо, стал искать в Интернете почтовый адрес газеты «Труд» и замер: мой любимый доктор Кетеван Ревазевна — Почётный гражданин города Каменска! Как справедливо! Какие молодцы руководители города!

Здравствуйте, земляки! Именно здравствуйте в суровый период охватившей весь мир пандемии коронавируса. Я более пятидесяти лет назад, будучи московским аспирантом, писал в газету о великом хирурге и моем первом учителе Борисе Николаевиче Михайлове и его коллегах В. Ф. Кострюкове, Недосекине, Калинине, Галанте и других, составлявших плеяду высококвалифицированных и известных врачей старой советской школы, на которых нам, молодым, надо было равняться.

Прошли десятилетия и мне, будучи уже профессором-хирургом, посчастливилось писать о прекрасных высокопрофессиональных каменских медиках-реаниматологах — Кетеван Ревазевне Гурцкой и её команде, которые три года назад двое суток вытаскивали меня из тяжелой сердечной аритмии и вытащили. Бесконечно благодарный за возвращение к жизни, но пользуясь доступностью к ней, я позванивал Кетеван Ревазевне и просил советы по моим собственным медицинским проблемам. Эта милая женщина, в которую я просто влюблён (пусть её супруг поймет правильно мои громогласные признания и не сделает неправильных выводов), терпеливо разъясняла мне суть моих проблем и корригировала назначения московских докторов, делая это тактично и, как оказывалось, обоснованно. За что я был ей благодарен.

Мир тесен, а жизнь разнообразна. Она неожиданно награждает людей повторными встречами, и тогда мы даем себе и своим поступкам истинную оценку праведности: гордимся или стыдимся (у кого она, совесть, есть) нашим прошлым. И вот опять тяжёлая для меня медицинская ситуация: я в седьмой раз в марте этого года возвращался от наших друзей-донбассовцев и вновь прибег к помощи Кетеван Ревазевны в связи с острой сердечной недостаточностью. Пять дней она успешно лечила меня, и я вернулся в Москву в приличном состоянии.

До мартовской истории этого года мне не всегда удавалось дозвониться до моего любимого доктора, я не очень расстраивался, ибо знал специфику работы реаниматологов, а Кетеван Ревазевны особенно — серьёзность её отношения и поведения на работе, повышенная нагрузка, большую часть времени она проводит в больнице, буквально ночуя, особенно в эту пандемию… И привычка — не использовать на работе телефон, даже не носить его. Необходимость заставила меня позвонить, и я, к удивлению, быстро дозвонился. У неё, оказывается, есть особый телефон типа браслета на руке. Но тут меня ждал просто удар: я не ожидал увидеть её одетой в защитную форму, в палате больных. Сначала я не сообразил, куда я попал. И тут-то я вдруг осознал значение и роль Кетеван Ревазевны в жизни больных людей, её рабочий режим в последние годы в непосредственной опасности быть зараженной ковидом.

Странные мы люди: пока не переживешь личной катастрофы, не отдаёшь себе отчёт и не оценишь опасностей для людей, с которыми контактируешь. Я переболел ковидом в лёгкой форме, но почти год не могу вернуться к прежнему состоянию, и работать приходится, превозмогая апатию и физическую слабость. Из жизни от ковида ушло несколько близких мне хирургов, профессоров, из Барселоны мне сообщили печальные новости о подобной участи двух европейских моих знакомых, известных учёных. Мы много слышим о ежедневных трагедиях в нашей стране по телевизору и воспринимаем равнодушно, даже привыкли к ним. А тут я осознал, что врачи и мой милый доктор, ежедневно рискуя собственной жизнью, пытаются спасти жизнь других людей. Мои ученики тоже либо работают в ковидных учреждениях, либо по очереди появляются в них для обследования больных. Они, как на войне, со всеми её опасностями!

Разве могут компенсировать эту реальную опасность заражения какие-либо вознаграждения, да и они редки и порой смехотворны. А ведь в такой обстановке постоянной опасности врачи работают не один месяц, а два года. И ничего не требуют, не организуют демонстрации, и в их честь никто не проводит митинги. Кто-то отмечен, кому-то присвоено звание Героя труда, а кто-то (их большинство) остаётся незамеченным и продолжает трудиться, получая в месяц тысячную долю от зарплат наших некоторых «великих менеджеров» в день. Нельзя не отметить лишь факт, что на экранах телевизоров иногда можно увидеть репортажи с места событий и работающих докторов в специализированном камуфляже, информацию о вновь открывшихся (закрытых ранее) стационарах для ковидных больных и т. д.

Думается, что организаторы здравоохранения моего родного Каменска на миг забудут о «скромности» и выдвинут кандидатуру К. Р. Гурцкой на присвоение ей если не Героя труда, то на звание «Заслуженного врача РФ», она этого заслуживает! И не только она.

Здоровья Вам, глубокоуважаемая Кетеван Ревазевна! И Вашим помощникам! Работать на благо здоровья наших пациентов и быть здравой в этой опасной обстановке! Вы так нам необходимы!

А. С. Балалыкин, воспитанник школы № 1, профессор, лауреат Государственной премии, вице-президент общества хирургов России.

***
фото: