Хочу рассказать о нелегкой судьбе нас — малолетних пацанов, на еще неокрепшие плечи которых взвалилось тяжелое послевоенное бремя по восстановлению разрушенных фашистами фабрик, заводов, сельского хозяйства. Нам, детям войны, не пришлось испытать полноценно радость, утолить ненасытную жадность побегать, поиграть, короче, всю прелесть жизни юных лет.
Я родился в сельской местности, поэтому на склоне своих лет вспоминаю те трудные годы юности, когда с колен поднималась деревня, шло ее восстановление. В тот послевоенный период в хуторе Долотинка Миллеровского района были одни немощные старики и старухи, с десяток женщин, да прибывшие искалеченные войной несколько мужчин. Так что вся нагрузка по восстановлению колхозного хозяйства легла на неокрепшие плечи нас, подростков лет 10-12.
Трудное детство выпало и на мою долю. Я, 11-летний пацан, был, как сегодня говорят уважаемым труженикам, «мастер на все руки», потому что выполнял всю сельскую работу. Был пастухом, скотником, трудился в жаркой кузне. В таком детском возрасте руками доил коров. Принимал участие в строительстве овчарен, конюшен, баз для скота.
Особенно трудной была работа по выращиванию хлеба. А сажали его мы так. Пацаны малолетки, надев фартуки, подоткнув за пояс его углы, доставали пригоршню зерна и разбрасывали его, шагая по огромному, многогектарному полю. Косили пшеницу также вручную, связывая и ставя снопы до полного созревания. Затем раскладывали на ровную поверхность земли и многочисленными ударами цепа (это две палки, одна короче другой, соединенные между собой куском резины или транспортерной ленты) молотили. Мы, юнцы, еле доставая ручку, крутили веялку, очищая пшеницу от сорняков. Перелопачивали бурты зерна, чтобы оно как было не прорастало. Затем насыпали мешки и на бричках возили в Миллерово на элеватор.
Современному поколению то, о чем я рассказываю, — удивительно. Сегодня все операции по выращиваю зерна, бобовых культур выполняет техника. А тогда, в послевоенные годы, одна надежда была на собственные силы и пупок.
Вот еще один пример трудоёмкой работы. Чтобы вспахать колхозное поле, мать вела запряжённую худую лошадку, а порой и корову. А я, пацанчик, что есть силы нажимал на плуг, чтобы косой стальной нож как можно глубже врезался в землю. Такая трудная участь выпала нам, детям Великой Отечественной войны. И я один из них.
А. Я. АНИСИМОВ, дитя войны.
В тему https://trud-kamensk.ru/2021/02/18/s-nami-bolee-poluveka/