Select for category

Труд

Каменская городская общественно-политическая газета Ростовской области

В Ростовской области...

Далее

В Ростовской области за последние сутки не зарегистрировано новых летальных случаев среди пациентов с COVID-19. Об этом ИА REGNUM сообщили в донском правительстве 12 апреля. Напомним, что за…

Первый увидевший Землю

Далее

60 лет назад Юрий Гагарин дал человечеству шанс взглянуть на себя со стороны Волненье бьет, как молоток, по нервам. Не каждому такое по плечу: Встать…

Региональный благотворительный фонд...

Далее

2 апреля в Ростовском региональном отделении Союза журналистов России прошла пресс-конференция, посвященная теме благотворительности. Ньюсмейкером выступил региональный Благотворительный Фонд «ДАРИНА», который отпраздновал свое 9-летие. Пресс-конференция,…

Осужден за ущерб...

Далее

В Ростове-на-Дону осужден последний участник организованной группы, причинившей многомиллионный ущерб военному ведомству. Доказательства, собранные военным СУ СК РФ по ЮВО, признаны судом достаточными для вынесения…

Декадник дорожной безопасности

Далее

В ходе проведения оперативно-профилактического мероприятия «Декадник Безопасности Дорожного Движения» личным составом ОГИБДД МО МВД России «Каменский» с 30 марта по 2 апреля 2021 года проводились…

Главная / Человек и общество / Безмолвные, но такие красноречивые

Безмолвные, но такие красноречивые

Если вы ценитель и почитатель истории, если любите прикоснуться к прошлому, окунуться в атмосферу былых эпох, ушедших веков и исторических событий, то наверняка вы часто бываете в музеях, где хранятся уникальные экспонаты — безмолвные, но такие красноречивые свидетели минувших лет. Некоторые из них представлены в том виде, в котором они сохранились до наших дней. А есть те, что воссозданы в первозданном облике, включая форму, цвет и даже механически способны выполнять свои функции.

Возвращением к жизни всех этих предметов занимаются реставраторы. Нам посчастливилось заглянуть в уникальное помещение реставрационной мастерской, которую у себя в гараже оборудовал каменский умелец.

НЕ МЕХАНИЧЕСКИЙ ТРУД, А ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Игорь Яненко — инженер-программист ОАО «Каменскгаз». На предприятии специалист работает около пятнадцати лет, а свободное время проводит у верстака в окружении инструментов и проржавевших обветшалых предметов старины, которые, пройдя через руки мастера, обретают вторую жизнь. Для Игоря реставрация раритетов — это настоящее творчество, требующее вдохновения.

— Работа в мастерской — не монотонный механический труд, не конвейерная починка сломанных вещей, не ремонтное промышленное производство, — признаётся он. — Это душевное состояние, полное погружение в атмосферу времени. Бывает, если не тянется душа, я и не возьмусь за вещь. Она может лежать на полке месяцами, пока дождётся своего часа.

Здесь, в обители времени, каждому инструменту отведено своё место. Как профессиональный хирург, Игорь практически не глядя может взять нужный предмет. И принцип работы у реставратора такой же, как у доктора: не навреди! Поэтому некоторые экспонаты лучше не восстанавливать, а просто вернуть им работоспособность и оставить в том виде, как есть. Мастер уверен: когда вещь хранит следы бытия, она — свидетель истории, а в каждой царапинке и потёртости — её шарм, её лицо, её душа.

Нюансы ремесла Игорю Яненко никто не передавал. Мужчина сам стал изучать Интернет-форумы, подбирать соответствующую литературу, вступил в тематические сообщества, где реставраторы всей страны делятся опытом, а порой даже раскрывают некоторые секреты.

— У меня каких-то своих «фишек» нет, я пользуюсь технологиями, проверенными веками, — поясняет Игорь. — Принципы работы почти не меняются, но зато появляются новые материалы, инструменты, пропитки, шпатлёвки. Да и каждый человек в любой профессии находит свои алгоритмы работы, более удобные лично для него. А в целом, работаю на основе базовых навыков, полученных из специальной литературы. Такое чтение и интересно, и полезно. Нельзя браться за работу, если не знаешь, как вещь должна выглядеть в конечном итоге. Я беру её в руки — и представляю, какого она будет цвета, какой формы, как должен работать механизм. Если я этого не знаю, просыпается ещё больший интерес к делу.

И тогда начинается поиск первоисточника. Это практически научный труд, когда нужно достоверно понимать, какой облик придать предмету. Среди настольных книг каменского умельца — пособие советских времён, написанное главным мастером-реставратором Третьяковской галереи. В работе обязательно используются каталоги старинных вещей с прейскурантами и изображением предметов, переизданная царская литература. Всё это он тщательно мониторит, выискивая оригинальные изображения предметов тех времён.

САМОГРЕЙ, ЧАЙНАЯ МАШИНА, САМОКИПЕЦ…

Реставрационным ремеслом Игорь Яненко занимается около семи лет. А зародилось это увлечение спонтанно — захотелось приобрести самовар.

— Настоящий, который нужно топить шишками или дровами, — говорит мужчина. Хотелось создать такую атмосферу, посидеть по-семейному, детей удивить, показать им процесс. Купил, а он оказался с дефектом — была течь в кране. Стал на форумах искать, как её устранить, увлёкся, проникся общением с опытными людьми. Да так, что со временем это увлечение переросло в дело всей жизни.

Этот первый самовар как символ занял своё место в мастерской. Семейство и по сей день иногда пользуется пузатой диковинкой для чаепития. С той поры самогреи, чайные машины, самокипцы, водогреи — частые гости на рабочем верстаке реставратора. Игорю не раз попадались экземпляры с вековой и даже двухвековой историей. И неудивительно, ведь именно они ещё несколько десятилетий назад грели не только воду, но и душу каждого. Самовар был сердцем дома, к нему относились как к чему-то одушевлённому, живому.

— Самовары царских времён вызывают особый интерес, — так говорит о них мастер. — Ведь он стоял где-то в семье, люди собирались вокруг него, пили чай, он слышал столько разговоров, видел столько событий… Жаль, не может всё это рассказать.

Из самых раритетных — самовар 1825 года. Он запомнился мастеру тем, что на его корпусе было много клейм. Это означает, что именитая «чайная машина» побывала на большом количестве выставок, да не просто показала себя, а стала победителем этих показов, заслужив «медаль» — уникальное клеймо с годом, когда она демонстрировалась широкой публике. Там есть отметины не только Москвы, Питера и других городов, но и даже зарубежных выставок. Имеется и очень красивый герб Российской Империи.

— Страсть как интересно узнать, что же кроется за каждым клеймом, — с увлечением рассказывает реставратор. — Запомнился и ещё один антикварный самовар начала 1900-х годов. У меня подобные вещи уже вызывают меньше эмоций, чем у людей, которые не имеют дело с историческими вещицами, поэтому сначала не обратил на него внимания. А в процессе реставрации обнаружил клеймо 1909 года с Каменской Донской выставки! Это при том, что прислан самовар был из города Кирова. Очень удивило, что такой далёкий экземпляр более ста лет назад уже бывал у нас на малой родине, а сейчас вот опять вернулся сюда.

ПРИЛОЖИТЬ РУКУ И ВЛОЖИТЬ ДУШУ

Круг предметов быта, которые может вернуть к жизни мастер, достаточно широк. Доскональный учёт своих работ не ведёт, но ориентировочно перечень исчисляется сотнями. Как же они попадают в мастерскую, на тот заветный верстак, с которого через несколько дней или недель выйдет новая вещь со старинной душой?

— Как говорится, с миру по нитке, — поясняет Игорь. — Что-то ищу сам на сайтах объявлений и блошиных рынках, что-то приносят друзья и знакомые, знающие о моём увлечении. Обращаются и с частными заказами — просят восстановить семейные реликвии. Например, трофейные вещицы из Германии, которые после войны привезли деды-победители, или часы 1800-х годов…

После реставрации судьба обновлённых вещей тоже разнообразная. Какие-то Игорь оставляет у себя для коллекции, какие-то возвращает владельцам, чтобы они заняли почётное место в родном доме, какие-то отправляются коллекционерам. Часть предметов размещены в музее «Легенды СССР», с которым он плодотворно сотрудничает много лет. Здесь уже обрели своё пристанище самовары, настенные часы, патефоны, другие механизмы и даже личная гитара, на которой Игорь когда-то учился музыке.

Недавно в руки «лекаря старины» попал окопный патефон. Советский, такие в военные годы использовали политруки как средство агитации. Они транслировали речи Сталина и поднимали дух бойцам. Этот раритет в прямом смысле прошёл огонь и воду — на нём отчётливо видны следы горения и ржавчина.

— Взяв его в руки, понимаешь, какая за ним, возможно, стоит великая история, — с трепетом говорит Игорь Яненко. — Через что прошли люди, которым он принадлежал. Мне сразу представилось, а вдруг он видел и бомбёжку, и сражения, и победу, и многое другое? Такие вещи не могут не вдохновлять. Если они вызывают подобные чувства — сразу хочется взяться за работу, вдохнуть вторую жизнь.

Случается, что предмет не подлежит реставрации или восстанавливать его нецелесообразно. Такие вещицы идут на запчасти или хранятся в коллекции Игоря в мастерской, но никогда не выбрасываются. Ко всем предметам старины мастер относится по-отечески трепетно.

— Каждая вещь, как ребёнок, люблю их одинаково, — признаётся он. — Но тем не менее есть экземпляры, которые особенно запоминаются. Это вещи с историей и те, которые удалось восстановить почти в первозданном виде, несмотря на то, что попали они ко мне в очень плохом состоянии. Когда смотришь на фото «до и после», понимая, что приложил руку и вложил душу, что вещь ещё лет сто может прослужить — это пик настроения.

СТРОЯ БУДУЩЕЕ, СБЕРЕГАЯ НАСТОЯЩЕЕ И ВОЗВРАЩАЯ ПРОШЛОЕ

Сейчас молодому реставратору 34 года. Он не только отменный специалист в своей области, но и прекрасный семьянин. У Игоря — супруга и две дочери. Детям он старается привить любовь к истории и к своему прошлому, создать неповторимую атмосферу детства, которое было у старшего поколения. Каждый раз, украшая ёлку к Новому году, отец непременно находит место для блестящих стеклянных домиков, сосулек, сказочных персонажей и шишек, раскрашенных вручную. А стены мастерской украшают детские рисунки, заботливо помещённые в рамочки. Он уверен: без преемственности поколений в воспитании не обойтись.

— Практически в каждом доме имеются те или иные предметы — свидетели страны, в которой человек мог делать всё: от мелочи до крупной промышленности, от ложки до космического корабля, — говорит Игорь Яненко. — Каждая такая вещь вызывает тёплые воспоминания и положительные эмоции. Например, старый советский рубанок. Взяв его в руки, я вспоминаю детство, как отец учил пользоваться инструментом. Сразу укутываешься добрыми воспоминаниями.

Так и живёт этот простой каменский парень — строя будущее, сберегая настоящее и возвращая прошлое. Он дарит нам всем уникальную возможность попасть в былые годы, заново создавая вещи, в отшлифованных корпусах которых отражается наша история.

***
фото: Фото из архива Игоря Яненко.

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта