Человек и общество

Е. В. Хорошкова: «Берегите мир!»

18

Для каждого жителя Каменска-Шахтинского священными и самыми дорогими датами остаются сентябрьский День города и день, когда он окончательно был освобождён от семимесячной фашистской оккупации. После кровопролитных боёв, которые продолжались больше месяца, советские войска победно прошагали по улицам Каменска. Произошло это в ночь на 13 февраля 1943 года. Эту дату большинство считают вторым днём рождения нашего города.

…Когда первые немецкие ботинки ступили на каменскую землю, Елене Владимировне Хорошковой только исполнился 21 год. Она с матерью и младшими сестрёнками пряталась в подвале по переулку Крупской, в доме, где тогда жила семья. В небольшую отдушину они со страхом смотрели, как колонны палачей маршировали по мостовой.

Она была старшей дочерью в большой семье, где росли семеро детей. С пятнадцати лет трудилась на железной дороге, переписывала вагоны. Потом окончила полугодичные курсы, стала работать в составе пороховой группы на 101 производстве. Началась война, и завод собирались эвакуировать. У Елены была возможность вместе с товарищами уехать в глубокий тыл, но как бросить болеющую мать с малолетними сестрёнками? Она осталась.

Немцы и румыны, хозяйничавшие в городе, заселялись в самые удобные и просторные дома. В квартиру, где жила семья Елены Владимировны, въезжать не стали из-за множества детей: побоялись вшей и инфекций. Что пережила семья, что повидала — запомнилось навсегда. Расстрелы и бомбёжки, голод и холод, раздетые трупы на улицах города, которые немцы под страхом смерти запрещали убирать и захоранивать…

Как один из страшных эпизодов оккупации в память врезалась казнь еврейской семьи. Супруга — женский доктор, муж —фронтовой врач и двое детей. За них просили многие жители, но фашисты никого не пощадили. Семью расстреляли, как и миллионы других людей, просто за то, что они «принадлежали к расово чуждым племенам».

— Чтобы прокормить детей, мы отправлялись в Малую Каменку к тётке, которая давала нам то кабачки, то кукурузу, — вспоминает Елена Владимировна о тех горьких днях. — Мать ездила на Украину, меняла отцовы и свои вещи на продукты. Однажды за золотые серьги ей дали горстку муки, она напекла лепёшек для малышей и выставила остудить на окно. Все их съели румыны, которые во время оккупации были на постое у соседей. Детям не досталось ни крошки.

С большим теплом и благодарностью вспоминает ветеран свою соседку, которую все величали просто Сергеевной. Она всегда, если нажарит пирожков, звала детей к столу, угощала. А её брат, которому не на шутку приглянулась стройная красавица Леночка, помог им с жильём, когда большая семья чуть было не осталась на улице. Он даже хотел жениться, и женился бы, если б вернулся с войны. В первом же бою парень погиб.

Но были и другие примеры. Елена Владимировна вспоминает, как один из милиционеров, когда началась война, перешёл на сторону немцев. Это его и сгубило. Этими же немцами он был приговорён к расстрелу. «Если уж ты своим изменил, то нам и тем более изменишь», — объяснили они перед расправой.

Когда в городе в помещении нынешнего интерната для детей с нарушениями слуха был оборудован госпиталь, Елена Владимировна устроилась туда санитаркой, ухаживала за ранеными, стирала бинты, помогала, чем могла. Приходилось и собирать недоеденный ранеными хлеб. Его девушка приносила домой и в духовке сушила из него сухари. Так и выживала семья в те страшные дни оккупации.

Во время регистрации, которую проводили немцы, Елена Владимировна честно сказала, что была пионеркой, сейчас является комсомолкой. Её взяли на учёт и поставили в очередь на расстрел. У скрупулёзных немцев даже карательные акции шли по графику. Это и спасло девушку. Дата её несостоявшейся смерти оказалась назначена после 13 февраля, которое, как мы все знаем, стало светлым днём освобождения нашего города.

Елена Владимировна Хорошкова в мирное время работала в военторге, на пенсию вышла только в семьдесят лет. Награждена медалью Жукова, орденом Отечественной Войны II степени. В преддверии Дня освобождения Каменска ветеран сказала несколько напутственных слов новым поколениям каменчан:

— Желаю молодым быть добрыми, отзывчивыми и заботливыми. Мы выжили в войну именно благодаря взаимопомощи. Почитайте родителей, не забывайте ветеранов, которые отстояли мир. Конечно, желаю всем здоровья. И главное — не развязывайте новые войны, берегите мир!

ОККУПАЦИЯ В ЦИФРАХ

— В городе разместился штаб 15 немецкой армии, который охраняло подразделение дивизии СС «Мертвая голова», штабы 3 германского воздушного флота, 4 румынской армии и штаб железнодорожной части 6 немецкой армии.

— В Каменске находилось до 30 тысяч немецких, итальянских и румынских солдат и офицеров.

— На фашистскую каторгу было угнано свыше 5 тысяч человек, из них 3 тысячи составляла молодёжь.

— За время оккупации немцы расстреляли более 1,5 тысяч жителей города и около 500 наших военнопленных.

— Из 78 тысяч жителей довоенного Каменска светлый день освобождения встретили лишь 13 тысяч.

— За время оккупации городу был нанесен колоссальный материальный ущерб, исчисляющийся суммой в 200 миллионов рублей.

— Непосредственными участниками освобождения Каменска были воины 1120 стрелкового полка и отдельного артдивизиона 333 стрелковой дивизии, действовавшей в составе 5 танковой армии Юго-Западного фронта.

— Полностью город был очищен от фашистов 13 февраля к 10 часам утра. В качестве трофеев было взято более 200 автомобилей, свыше 20 танков, 2 самолета, 12 паровозов, 14 орудий и минометов, 4 склада. Взято в плен около 80 солдат и офицеров противника.

— В первые дни после освобождения Каменска в ходе разминирования было обезврежено 2 510 снарядов, изъято и уничтожено 632 мины, собрано и подорвано снарядов и бомб 52 тысячи различного калибра.

***
фото: Е. В. Хорошкова с дочерью Ириной Алексеевной. Фото автора.