Человек и общество

Тебе — стаж, мне — деньги

Несколько недель назад в некоторых СМИ появилась ошибочная информация, что отменён стаж за периоды службы в армии, ухода за ребёнком, ухода за пожилым человеком и др. В действительности изменился порядок документального подтверждения стажа (это связано, главным образом, с введением электронных трудовых книжек). За службу в армии, уход за ребёнком или инвалидом I группы по-прежнему начисляется страховой (социальный) стаж, который учитывается при назначении пенсии.

При этом сохраняются некоторые нюансы. Так, для того, чтобы в стаж засчитали период срочной службы, нужно, чтобы непосредственно перед армией или сразу после мужчина работал. Но наше внимание привлёк уход за инвалидом или пожилым человеком.

На практике этот вид деятельности оформляется нечасто, поэтому люди путают его с опекунством, договором ренты и т. д. Суть в том, что человек может оформить уход за пожилым или инвалидом независимо от того, является ли ему родственником и проживает ли с ним совместно. Получателем ухода может стать инвалид I группы любого возраста (кроме инвалидов с детства) и человек старше 80 лет любого здоровья. А ухаживающим может быть любой гражданин старше 14 лет (для несовершеннолетних понадобится согласие родителей и согласование с органами опеки), не получающий зарплату, пенсию, пособие по безработице и других доходов. Исключением может быть только стипендия, так как с неё не производится отчислений в пенсионный фонд.

Ухаживающий за немощным человеком имеет право на страховой стаж, но тоже с нюансами. Если гражданин только ухаживал то за одним, то за другим, то за несколькими сразу, но никогда не работал, то и стаж не засчитывается.

Уход за стариком государством вознаграждается. Сумма – 1200 рублей в месяц, её получает тот, за кем ухаживают, вместе с пенсией. Предполагается, что пожилой человек будет сам отдавать эти деньги ухаживающему. Но на осуществляющего уход возлагается ответственность: если этот человек устроится на работу, даже на пару месяцев, или начнёт получать пособие по безработице, он должен сразу же сообщить в пенсионный фонд.

Возникает вопрос: неужели кто-то действительно ухаживает за немощным человеком за 1200 рублей в месяц? Вот что нам рассказала каменчанка Валентина Алексеевна:

— Моей маме за 80, инвалид I группы, лежачая. Ухаживаем своими силами, но все члены семьи или работают, или получают пенсию. Оформили как ухаживающую подругу моей дочери из-за денег. Для нас даже 1200 рублей — не лишние. А та, что якобы ухаживает, получает стаж. Она работает неофициально, а стаж тоже лишним не будет, тем более, что фактически мы ничего ей не поручаем.

Наша собеседница обратилась к знакомой, кто-то оформляет как ухаживающего неработающего родственника. Иногда находят друг друга через Интернет, оформляют «уход» и больше даже не видятся. А зачем? Тебе – стаж, мне – деньги. Государство факт ухода никак не проверяет. Вот и превратилась неплохая в общем-то идея в лазейку для получения хоть каких-то баллов к стажу и прибавки к пенсии.

Почему бы государству не сделать сумму вознаграждения действительно привлекательной для неработающих? Очевидно, в таком случае следует пересмотреть условия, чтобы каким-то образом контролировать факт оказания услуг по уходу. Это увеличило бы нагрузку на государственные органы, но стало бы выходом для семей, где люди, чтобы ухаживать за немощным, вынуждены или бросать работу, или искать сиделку. Кроме того, появилась бы альтернатива договору пожизненной ренты с иждивением. Даже одинокий старик не всегда обладает недвижимостью, привлекательной для потенциальных ухаживающих, да и гарантии для обеих сторон могут быть недостаточными.

Полагаем, проблема ухода за старыми и больными членами семьи со временем может стать острее. Если раньше к моменту потери человеком способности самому себя обслуживать его дети часто уже были пенсионерами, то сейчас пенсионный возраст пересмотрен. Значит, пересмотреть государственную политику в части поддержки таких семей следует уже сейчас.

***
фото:

Метки: #это_интересно