За добросовестный труд на железнодорожном транспорте дежурная по станции лихая Ирина Чеботарёва награждена знаком «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД». Про неё заместитель начальника станции Лихая Диана Разуваева говорит – Чеботарёву в коллективе считают уникальным профессионалом. У Ирины за 45 лет железнодорожного стажа нет никаких взысканий, только благодарности и поощрения за добросовестную работу.
Интересно, что на железную дорогу Ирина Чеботарёва попала случайно. С детства мечтала быть врачом, но в медицинский не смогла поступить.
– Знакомые посоветовали идти в железнодорожный техникум, говорили, что выбором буду довольна, – вспоминает она. – Так и случилось. За все годы ни разу не пожалела! И пойди я в медицину, ещё не известно, получился бы из меня хороший врач или нет.
На СКЖД она пришла в июле 1980 года. Несколько лет искала себя, работала на разных должностях – в локомотивном депо, телеграфистом на станции, оператором ЭВМ. А в 1987 году устроилась дежурной по станции Лихая. И с тех пор, вот уже 38 лет, она на своём месте. Знает каждый уголок станции, каждого работника, тем более что большинство из них пришли на станцию, когда она уже здесь работала.
Профессия дежурного по станции появилась в 1870-х годах и до сих пор остаётся одной из ключевых на железнодорожном транспорте. Дежурный по станции – единственный, кто имеет право распоряжаться всеми вопросами движения: приёмом, отправлением и пропуском поездов, контролем поездов на прилегающих к станции перегонах, а также маневровыми передвижениями в пределах одного раздельного пункта сети железных дорог. Дежурный должен организовать работу так, чтобы план перевозок выполнялся чётко и своевременно.
– Да, работа непростая, нервная, тяжёлая, – соглашается Ирина Чеботарёва. – Но я уже привыкла жить всё время в движении, и когда нахожусь не на работе, мне как будто чего-то не хватает.
Рабочий день начинается в 7.20 с планёрки, где озвучивают планы работы, выдают задания – сколько нужно отправить, принять поездов, сколько в роспуск.
– Я работаю в южном парке с горкой и у нас большой объём маневровой работы, – рассказывает она. – Приняли разборку, осмотрели, распустили. Ну и, конечно, у нас главный пассажирский ход. Следим за оборотом локомотивов, чтобы всё проходило быстро и чётко. Поездов за смену немало, на роспуск по 17–18 составов, но бывает и поменьше. Скорость разборки зависит от груза. Один состав можно и за десять минут разобрать, а на другой – и час уйдет.
Сегодня Ирина Чеботарёва уже задумывается о смене – кто займёт её место, когда она решит уйти на заслуженный отдых? Недавно на станции дежурной по парку начала работать её дочь Елена. Пока она практикуется, но Ирина надеется, что вот она – смена. Впрочем, надеется она не только на дочь.
– К сожалению, сегодня молодёжь не хочет работать, – сетует она. – Приходят, покрутятся два-три месяца, и нет их. Хотя есть и отличные ребята! У нас на станции работают дежурные по станции Никита Украинский и Юля Вукулова – ответственные, настоящие профессионалы, несмотря на молодой возраст. А ещё есть Родик Жуин. Он ещё школьник, но четвертый год занимается на детской железной дороге, всё свободное время проводит у нас, учится, готовится прийти работать. Вот за такими ребятами будущее железной дороги!
Знак «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД» – не первая награда Ирины Чеботарёвой. В её послужном списке есть благодарности и почётные грамоты различного уровня, именные часы, награда от правительства Ростовской области, знак «За безупречный труд на железнодорожном транспорте. 40 лет». Выбор, сделанный в далёком 1980 году, оказался на сто процентов верным.
Газета «Гудок».






