Человек и общеcтво

КАМЕНСКИЙ КОЛЯСОЧНИК БОРЕТСЯ ЗА ДОСТУПНУЮ СРЕДУ

144

Не секрет, что пока городская инфраструктура далека от идеальной. Даже людям, передвигающимся по Каменску «своим ходом», не всегда удобно и даже безопасно перебраться из одной точки в другую. Что уж говорить о тех, кому со здоровьем повезло меньше и кто вынужден перемещаться в коляске.

Виктор Николаевич Ещенко — из числа такой категории каменчан. Несмотря на то, что мужчина прикован к инвалидному креслу, он продолжает вести активный образ жизни, посещать всевозможные мероприятия и нередко выезжает за пределы города и даже области. Цели поездок самые разные и не ограничиваются посещением санаториев. Как постоянный потребитель услуг РЖД Виктор Николаевич частенько бывает на Каменском железнодорожном вокзале.

В соответствии с требованиями государственной программы «Доступная среда» на железных дорогах России объекты пассажирской инфраструктуры должны быть оснащены так, чтобы ими могли пользоваться люди с ограниченными возможностями здоровья. Доступность транспортных услуг для инвалидов и других представителей маломобильных групп населения регламентируется, главным образом, Сводом правил 2.5.1198-03 «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте». Так, п.п. 3.1.17-3.1.19 документа гласят, что для удобства пребывания и передвижения инвалидов в здании вокзала необходимо предусмотреть устройство пандусов с уклоном не более 1:12, грузопассажирские лифты для инвалидов в коляске с сопровождающими лицами с размерами кабины 110×140 см, места для инвалидных колясок в зале ожидания, специальные столики в буфетах, кафе, ресторанах, специальные кабины в общественных туалетах, передвижные подъёмники и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с перрона в вагон, оснащение отдельных касс специальными устройствами (индукционными системами), облегчающими общение кассира и пассажира с пониженным слухом, наличие соответствующих пиктограмм доступности и многое другое.

К сожалению, реальные условия далеки от тех, которые изложены на бумаге, и недостаток технических приспособлений для перемещения инвалидов приходится компенсировать человеческими ресурсами. К счастью, на железнодорожном вокзале станции Каменской работают отзывчивые люди, которые откликаются на любую просьбу о помощи. Но это не повод пускать ситуацию на самотёк, уверен В. Н. Ещенко.

Очередным камнем преткновения колясочника с корпорацией РЖД стало отсутствие удобного подъёмника для перехода через мост, который ведет с платформы к третьему и четвертому пути. 

— Если мой поезд прибывает на эти пути, а в это время, что нередко случается, первый путь занят другим составом, добраться к своему вагону становится огромной проблемой, — делится Виктор Николаевич. — Для того чтобы доставить меня к поезду, нужны не одни мужские руки, ведь только коляска весит более 80 килограммов, да и я сам столько же. Летом, например, двум крепким мужчинам понадобилось немало времени и сил, чтобы поднять меня по ступенькам, а потом спустить к поезду…

И ведь этот случай — не единичный, констатируют сотрудники вокзала. В последнее время, к сожалению, участились случаи групповых приездов инвалидов СВО, раненых, которым тоже не всегда легко перемещаться по мосту.

За установку специального подъемника В. Н. Ещенко начал вести борьбу еще в прошлом году. Первые обращения были направлены в адрес руководства РЖД в лице председателя правления О. В. Белозёрова, но по всем ним пришли ответы, которые каменчанина не удовлетворили. В частности, сказано, что пешеходный мост над железнодорожным путями на Каменском вокзале введен в эксплуатацию в 1963 году, разумеется, в то время наличие вертикального транспорта не предусматривалось. Его обустройство возможно только при проведении реконструкции сооружения, но ввиду того, что инвестиционная программа Северо-Кавказской дирекции железнодорожных вокзалов на 2024 году сформирована, в краткосрочной перспективе адаптация пешеходного моста не предусмотрена.

— Даже когда проводница ссадила с поезда кота, из-за животного создали целую комиссию, провели расследование, подключились высокие руководители, — рассуждает В. Н. Ещенко. — А ради человека, да не одного, получается, никто ничего делать не собирается…

После получения нескольких аналогичных официальных ответов Виктор Николаевич обратился в генеральную прокуратуру РФ, откуда запрос о нарушении прав инвалидов был перенаправлен в транспортную прокуратуру. Все эти действия инициировали комиссионное обследование объекта, которое состоялось в Каменске-Шахтинском 13 марта 2024 года. Помимо самого В. Н. Ещенко и его супруги в обследовании приняли участие представитель Лиховской транспортной прокуратуры, специалист МТУ Ространснадзора по ЮФО, председатель местного отделения Всероссийского общества инвалидов Т. И. Бодрова, начальник железнодорожного вокзала А. Г. Костылев.

— Думаю, здесь необязательно делать реконструкцию всего моста, — рассуждает Виктор Николаевич. — Например, в Адлере на платформах установлены автономные подъёмники с выходом на мост, они не опираются на него, просто установлены рядом и имеют выход к объекту.

От выводов и комментариев специалисты, обследовавшие мост, пока отказываются, но как только будет выдано официальное предписание, Виктор Николаевич намерен обращаться в суд и бороться за безбарьерную среду на вокзале, а при необходимости — и в других социально значимых местах.

Анна Бабинцева. Фото автора.

Метки: #актуально, #РЖД