Главная особенность службы этих людей в погонах — высочайшая оперативность и мобильность, ведь чаще всего правонарушители, с которыми они ведут борьбу, скрываются с места преступления со скоростью движения поезда…
18 февраля 2024 года в России отмечают юбилейную дату со дня образования транспортной полиции. Созданная 105 лет назад структура по-прежнему охраняет порядок и безопасность граждан в пути. Историю её основания связывают с началом строительства в России стальных магистралей. В то время сотрудники транспортной полиции следили за порядком не только на железной дороге и станциях, но и в городах. 18 февраля 1919 года был подписан декрет «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны», и по сей день основными задачами сотрудников являются вопросы безопасности пассажирских и грузовых перевозок, противодействие терроризму, распространению оружия, взрывчатых веществ, боеприпасов и наркотиков на всех видах транспорта. В Каменске-Шахтинском все эти функции с довоенного времени выполняют руководство и личный состав Лиховского ЛО МВД России на транспорте. Приказом начальника дорожного отдела милиции от 26 марта 1939 года были объявлен состав и структура аппарата доротдела и его подразделений на линии, куда вошли пять линейных отделений на станциях Воронеж, Грязи, Лиски, Россошь и Лихая, а также шесть оперативных пунктов и пятнадцать линейных постов. С ноября 1987 года линейный отдел внутренних дел на станции Лихая подчинен Северо-Кавказскому УВД на транспорте. В 2011 году в результате реформирования ЛОВД на станции Лихая был реорганизован в Лиховской линейный отдел МВД России на транспорте. В разные годы его возглавляли подполковник милиции Тимашов А. Н., подполковник милиции Кириллов А. В., подполковник милиции Мирошников Н. П., подполковник милиции Ковалев А. И., подполковник милиции Головков Н. П., полковник милиции Самарченко Б. Г., полковник милиции Волошин С. В., полковник полиции Степанченко А. В., полковник полиции Смагин М. К. Без малого десять лет на посту руководителя линейного отдела — полковник полиции Плешаков Н. И.
Сегодня Лиховской ЛО МВД России на транспорте — одно из крупнейших подразделений УТ МВД России по СКФО и по объему выполняемых задач, и по численности личного состава, которая выражается двумя сотнями сотрудников, и по территориальности оперативного обслуживания. Представьте только: отдел охватывает 670 километров железнодорожных путей, 400 километров судоходного фарватера, 18 железнодорожных станций, расположенных на территории восьми районов Донского региона, а также обслуживает часть Волгоградской области. Головному подразделению — Лиховскому линейному отделу — подчиняются ЛО полиции на станции Миллерово и Морозовский ЛОП. Транспортная полиция имеет в своей структуре практически все ведущие оперативные службы. Патрульно-постовая служба обеспечивает охрану порядка, выполняет патрулирование. Помимо основного набора «орудий труда» полицейских, очень помогают современные гаджеты — планшеты с базой, благодаря которой удается задерживать лиц, находящихся в розыске, неплательщиков алиментов, виновников ДТП и других правонарушителей. Сотрудники ППС нередко выходят на маршруты вместе с полицейскими-кинологами и их розыскными собаками. Инспекторы по делам несовершеннолетних пресекают детскую преступность и проводят профилактические разъяснения. Оперативно-сыскное отделение уголовного розыска осуществляет сопровождение пассажирских поездов, а также занимается выяснением обстоятельств совершённых в них правонарушений. Профиль отделения по борьбе с преступными посягательствами на груз, также входящее в структуру уголовного розыска, — расследование преступлений на грузовых составах. Уголовный розыск занимается оперативно-розыскной деятельностью, а отделение по борьбе с незаконным оборотом наркотиков выявляет, предупреждает, пресекает и раскрывает преступления, связанные с запрещенными веществами. К сожалению, в последнее время это направление деятельности всё более востребовано.
Каждый сотрудник транспортной полиции — немного психолог, умеет образумить дебошира, избавить его от необходимости привлечения к ответственности. Большинство ситуаций удается решить без применения физической силы, но нередко дело всё же доходит до снятия с поезда и задержания правонарушителя до выяснения всех обстоятельств. Однако самое приятное в работе транспортников, признаются сотрудники — это помощь гражданскому населению. Особенно в последние годы, на срезе событий международного масштаба. Через станцию Лихую прошли тысячи беженцев, с началом СВО помощь в эвакуации гражданского населения стала особенно актуальной. Кроме того, через узловую станцию ежедневно следуют от десятков до сотен детей. Летом это оздоровительные кампании на Черноморских побережьях, зимой — Кремлевская елка. В этом году много юных россиян из вновь.