Без рубрики

ПРОБЛЕМЫ МАЛЕНЬКИЕ,НО БОЛЬШИЕ!

70

Можно долго рассказывать о том, какие плохие дороги в нашем городе. И самая негодная из них – это ул. Профильная, которую разбивают тяжелые грузовики особенно тщательно. По этой дороге уже трудно проехать, некоторые автомобилисты проложили параллельную дорогу по обочине, а другие облюбовали для передвижения другой маршрут – по ул. Танкистов. В результате разобьют и эту улицу, как уже разбили дорогу по Нижне-Профильной и Островского.
Всему есть причины
Надо что-то делать! С этим согласятся все, но что? Сейчас не лето, когда можно было срочно сделать ямочный ремонт. Хотя несколько ям на Профильной и Станционном латали специальным асфальтом, не требующим сухости и теплой погоды. Но это дорого, да и малоэффективно, когда огромная нагрузка на израненное дорожное полотно. Если разбираться в причинах такого положения, то однозначного ответа нет. На наш взгляд тут несколько причин: во-первых, по дорогам ходят очень тяжелые машины, которые должны ездить где-то по трассе. У нас тягачи, контейнеровозы, крупнотоннажные грузовики с песком и гравием едут по обычной городской дороге явно не предназначенной для таких тяжестей. Во-вторых, слабая сознательность и законопослушность водителей грузовиков, которые для сокращения маршрута готовы пробираться по самым малым улицам. И установленные знаки им не указ, что там 500 рублей штрафа, если в первые двадцать дней можно заплатить половину. 250 рублей их не останавливает. В-третьих, отсталая схема дорог в городе, которая утверждена еще тогда, когда автомобилей было в несколько раз меньше и самосвалов по 30 тонн не предвидели. Нужно было строить новые, крепкие дороги или реконструировать существующие полотна. В этом отношении мы сильно отстали от современных требований. В-четвертых, в нашей местности неблагоприятные погодные условия для существующей технологии изготовления и укладки асфальта.
Более тридцати лет назад автор этого материала собирал информацию о дорожном строительстве. Довелось беседовать с начальником лаборатории Каменского РСУ (сейчас там, кажется, уже нет лаборатории). Женщина рассказала мне о качестве асфальта, применяемого в нашей местности. Из-за большого количества замерзаний и размерзаний в зимнее время страдает дорожное полотно. Поэтому, чтобы оно быстро не разрушалось необходимо использовать щебень и отсев не местной добычи, а привозить из Сибири или Урала (там щебень и отсев имеют более твердую структуру, без трещин, в которые попадает вода и при морозе разрушает камень). Да еще и битум, для приготовления асфальтобетонной смеси использовать надо только высшей категории. Иначе асфальт для трасс и улиц использовать нельзя, а только на тротуары и отмостки.
Сейчас, в отличие от прежнего мы не знаем, какое качество асфальтобетона и где есть лаборатория, каким образом осуществляется контроль. Скорее всего все делается по ГОСТам, но изменены ли они в сторону современных требований? Тогда же удалось поговорить с главным
инженером управления дороги «Воронеж-Ростов» (офис этой организации ранее находился в нашем городе в пер. Крупской). Он рассказал о перспективах строительства дороги М-4 «Дон». Подразумевалось в то время строительство полотна с расчетом на 15-20 тонн нагрузки, а какова она сейчас? Тогда не предполагали, что резко увеличится объем автоперевозок и на трассе будут ходить тяжеловозы до 60 тонн. Но это уже более относится к третьей причине плохих дорог, а не к четвертой.
В-пятых, всегда на дороги не хватало средств. Вместо того, чтобы сделать капитальный ремонт или проложить новую дорогу город вынужден был делать ямочный ремонт или менять полотно частично, иногда по всей улице. Этого явно не достаточно. Многие кивают на Европу и Америку, мол там отличные дроги, а почему у нас не так. Всему есть причины, все можно пояснить.
А как там, за рубежом?
В Европе мягкий климат с редкими морозами, ну и технология укладки дорожного полотна более современная и эффективная. К тому же очень законопослушные водители, которые всегда выполняют требования дорожных знаков. В США, надо сказать, климат разный – страна большая. Однако во времена Великой депрессии, то есть в тридцатых годах, когда был огромный рост безработицы власти приняли эффективное решение не просто платить пособие по безработице, а заставить людей получать деньги за работу на строительстве дорог, мостов, каналов – 4 миллиона людей вышли на стройки. Конечно, это одна из составляющих концепции, так сказать, начало, но до
сих пор отношение к дорогам там самое серьезное. Сейчас Европа и США занимают по отношению к нам, в основном, враждебную позицию, но это не значит, что мы не должны учиться полезным и
эффективным методам. Надо не только брать все лучшее, но и в корне изменить на государственном уровне отношение к дорожному строительству, использовать новые современные материалы, ужесточить требования и контроль. Понятно, что это все стоит дополнительных финансовых вливаний, но в данном случае фраза «скупой платит дважды» — работает. Всем понятно, что при таком огромном росте количества машин в стране по старому стелить дороги не получится. Что интересно, мы это стали понимать уже давно. Помнится (а это было еще в 1988 году), главный инженер одного из наших крупнейших предприятий побывал во Франции
и Германии и рассказывал, как там делают дороги. Начинают с траншеи около двух метров, которую засыпают песком наполовину, затем щебень и 70 сантиметров бетона. Потом только асфальт бесстыковым методом, то есть асфальтоукладчик работает на всю ширину дороги, укладывают дорожное полотно. И исключительно по ночам, чтобы не мешать интенсивному движению днем. У нас так до сих пор не делают, средства, что ли, экономят? И если мы писали о том, что надо брать на вооружение все хорошее, то логично не брать все плохое, то есть устаревшее и негодное. Даже из самых, казалось бы, благих намерений. Не буду вспоминать о
ЕГЭ, речь о другом (хотя это первое, что нам явно не нужно), речь о торгах и конкурсах.
Эпоха Дронова
В нашем городе все вспоминают главу администрации М. А. Дронова, ныне покойного. Каким он был хозяйственным, деятельным и полезным для города. Да, это не отнять, хотя при жизни скептики
и жалобщики ругали его очень сильно, но время прошло и есть с чем сравнить. Теперь состояние городского хозяйства, а главное процесс радения за город гораздо хуже, чем раньше. Но не только потому, что Михаил Андреевич был гением руководства. У него были развязаны руки и все рычаги хозяйствования были в этих руках. А что сейчас? Все больше засасывает своей бюрократией и неэффективностью система торгов и конкурсов. Если ранее местные подрядчики получали работу
из рук главы города, то и по его просьбе выполняли массу дополнительных услуг. Если упростить, то это выглядело так: я тебе подряды даю, а ты мне там тротуар отремонтируй. Сейчас все по-другому, да так, что в городе исчезли подрядчики, где наши ПМК-18, Стройтрест №5, ДСФ, ДРСУ, Ростовгазстрой, Ростовспецмонтаж и т. д.? Где? Не выдержали торгов, когда подряд получает не тот, кто лучше сделает, а тот, кто меньше за это возьмет. Да, экономия получалась, но вреда больше. Львиную долю ремонтных и строительных работ делают фирмы и предприниматели
из Ростова, Волгодонска, Шахт, Тацинки и даже Дагестана. А где же наши спецы? Исчезли предприятия, а спецы подались в Москву и Питер? Другими словами, у глав администраций
(а сейчас видимо не зря их называют сити-менеджерами) в наше время нет рычагов управления и свободы действий в экономическом плане. Это в какой-то мере предупреждает возможную коррупцию, но губит муниципальное хозяйствование.
И снова к главному
Но что-то мы отвлеклись от главной темы – от проблемы с дорогами. Но я думаю, что наш город не самый главный в этом плане. Недавно опубликован рейтинг муниципалитетов Ростовской области по дорожным проблемам, в нем наш город даже не упоминается. То есть у нас не хуже, чем у других. Вот такая вот проблема и повод для размышления. Вернемся к дороге на улице Профильной? На наш взгляд там всегда производили неэффективный ремонт, есть участки,
где на обочинах растет камыш, а значит, болотина, тут уж серьезный ремонт нужен, а не такой, как на твердых землях. Но мы все равно упрямо выполняем инструкции, а асфальт упрямо продавливается колесами. В этом году, как только наступит тепло, ремонт этой дороги будет, но надолго ли его хватит? Когда же мы станем крепкими хозяевами и стелить дорожное полотно
будем с гарантией не год-два, а пятьшесть лет, из таких материалов и таким способом, чтобы не возвращаться столько же лет к этой теме?


Юрий ТАТАРЕНКО

Метки: #дороги, #это_интересно