Спорт

Год педагога и наставника: не каждый спортсмен может стать тренером

2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. Миссия года – привлечь внимание к профессии педагога, ведь в победе человека, в какой бы сфере она ни состоялась, всегда есть вклад тех, кто его учил, воспитывал и – самое главное – верил.

В Каменске много выдающихся наставников, среди них – Алла Петровна Матросова, чьими стараниями в спортивной школе №2 появилось и успешно работает отделение художественной гимнастики. Здесь сделала свои первые шаги в большой спорт не одна талантливая воспитанница, а Ульяна Донскова стала первой каменчанкой, взошедшей на высшую ступень пьедестала Олимпийских игр. О тренерской деятельности, победах и поражениях мы побеседовали с Аллой Петровной.

— Алла Петровна, что привело Вас в тренерскую работу?

— Любовь к детям, как бы банально это ни звучало. Я общительный, энергичный человек, мне нравится проводить много времени с детьми. Любовь к художественной гимнастике тоже важна, но за более чем 30 лет тренерской деятельности я убедилась, что не каждый спортсмен сможет стать тренером.

— С ученицами какого возраста Вам больше нравится работать?

— Когда девочки только приходят в гимнастику, уходит огромное количество времени и сил, чтобы научить правильно шагать, выполнять элементы, слышать музыку. Кажется, что сложнее и быть не может! Старшие дети, конечно, уже умеют выполнять элементы, но у них своё отношение ко всему, своё мнение, которое тоже нужно учитывать, и возникают сложности другого плана. Пожалуй, каждый возраст по-своему интересен.

— Яркая особенность художественной гимнастики – сочетание спортивной составляющей и эстетической части. А что первично при подготовке программы?

— Программа начинается с характера ребенка, поиска образа. Одному нужна динамичная, взрывная программа, а другому – лиричная, плавная. И бывает, что после пары месяцев тренировок становится ясно: спортсменке составленная программа не подходит. Это тот случай, когда лучше придумать что-то другое, как бы ни было жаль потраченного времени, потому что если образ не складывается, никакие элементы не спасут.

— В спорте бывают и поражения. Как справиться с ними? И кого труднее привести в морально собранное состояние – себя или спортсменку?

— Да, проигрыши тоже бывают, но на ошибках учатся. Труднее всего морально собрать родителей, потому что они понимают проигрыш со своей стороны. Реальность такова, что самая талантливая гимнастка, идеально выполняя всё на тренировках, может ошибиться на выступлениях. Много судей, зрители – это большая нагрузка. Вот почему я учу детей: «Нервничаешь – отойди в сторону, закрой глаза, скажи себе, что ты справишься». Очень часто помогает.

А если выступление всё же было неудачным, важно сделать из этого выводы. Когда я была помоложе, то задавала вопрос: «Как ты думаешь, почему у тебя не получилось?» чуть ли не сразу после выступления. С опытом я поняла, что лучше дать время переосмыслить, а потом уже вместе разобраться, какие выводы мы сделаем.

— Если соревнования выездные, на Вас ложится масса организационных и бытовых вопросов…

— Это точно: транспорт, расселение, питание – в общем, всё, особенно, если девочки маленькие и их не сопровождают родители. Тем не менее, если долго нет поездок, я скучаю без поездок, поездов, гостиниц, разных залов. Жаль только, что не всегда удается посмотреть город, в котором проходили соревнования.

— Много ли Ваших учениц стали профессиональными спортсменками или тренерами?

— Нет, связывают свою взрослую жизнь со спортом единицы, большинство выбирают совершенно другие профессии, и это нормально. Но всегда дети говорят, что спорт дал им дисциплину, самообладание, которые помогают в учебе, в жизни. Не говоря уже о хорошей осанке, красивой походке.

— Сразу ли Вы замечаете тех талантливых детей, которые в будущем могут добиться больших спортивных высот?

— Нет, ведь приходят в гимнастику в возрасте трёх-пяти лет, когда телосложение еще не сформировалось. Но сразу видно, как слушает, как воспринимает этот мир… Да, с некоторыми детьми со временем становится очевидным, что высоких результатов не будет, но если есть желание продолжать занятия для развития ребенка, то я не отказываюсь. Кстати, в Ульяне Донсковой тоже не с первого дня было видно будущую чемпионку.

— Вы смотрели то золотое выступление Лондонской Олимпиады? Какие чувства испытали, когда стало понятно, что победа досталась российской команде?

— О, это были незабываемые эмоции. Казалось, что от моей радости, гордости, восторга стены не устоят. Потом, конечно, стала звонить родителям Ульяны, были и смех, и слёзы, и поздравления… Покорение Олимпийской вершины – это огромное счастье и для спортсмена, и для каждого, кто в него верил!

— Спасибо за беседу.

Наша справка

Алла (Алевтина) Петровна Матросова – тренер-преподаватель СШ №2. В 1996 году впервые организовала и провела Рождественский турнир «Снежинки Дона», а в 2011 году – турнир «Дончанка», которые стали традиционными и в каждом из них принимают участие более 600 гимнасток из разных регионов России. За развитие художественной гимнастики в городе, области и России А. П. Матросовой присвоено звание «Заслуженный тренер России».

За годы своей работы воспитала множество талантливых гимнасток, в числе которых:

  • Заслуженный Мастер спорта, неоднократная чемпионка мира и Европы, чемпионка Олимпийских игр 2012 года Ульяна Донскова;
  • Мастер спорта международного класса, победитель Всемирной гимназиады Анастасия Яковлева;
  • Мастера спорта России – Екатерина Соловьева, Оксана Болдырева, Дарья Цепляева, Анна Кравцова, Анна Кривомазова, Анна Гаркушенко, Арина Сенникова, Алиса Шишкалова.
Метки: #Наши_люди, #социум, #спорт