10 ноября мы по традиции чествуем всех, кто служит или служил в органах внутренних дел, — участковых и оперативников, инспекторов ПДН и следователей, экспертов и патрульных и представителей множества направлений, каждое из которых важно и по-своему интересно.
Что приводит служить в ОВД? Как совместить напряженную службу и домашние дела?Что главное в службе полицейского? Об этом и не только мы побеседовали с супругами Пармёновыми, общий стаж службы которых – примерно полвека.
Глава семьи — Сергей Владимирович — родом из города Вольска Саратовской области. После школы он выучился на фельдшера, продолжив таким образом династию, и планировал позже поступить в медицинский институт, но так сложилось, что спустя время поступил в юридический. Сначала работа в госпитале, потом – срочная служба в Вооруженных Силах, после – контракт и должность фельдшера батальона. А когда контракт подходил к концу, прапорщик медицинской службы Пармёнов понял, что хочет попробовать себя в системе ОВД.
Начинающему полицейскому довелось служить оперуполномоченным в ЗАТО Шиханы, а после перевода в Каменск в 2002 году – участковым, но Сергей Владимирович понял, что нашёл своё призвание, в следственном отделе, где и прослужил до выхода на пенсию. К тому моменту подполковник юстиции Пармёнов уже был начальником следственного отдела. Кстати, медицина не была забыта, напротив, при ведении дел, связанных с причинением вреда здоровью, именно полученная в юности профессия фельдшера помогала досконально разобраться во всех тонкостях. Сейчас Сергей Владимирович работает адвокатом.
Марина Юрьевна начинала свой профессиональный путь как химик, но позже воплотила в жизнь мечту служить в органах внутренних дел. Сейчас майор полиции Пармёнова возглавляет экспертно-криминалистическое отделение МО МВД России «Каменский», которое уже не первый год «держит планку» лучшего в области, потому что умеют найти след даже тогда, когда это почти невозможно.
— След есть всегда… — говорит Марина Юрьевна. — Конечно, не всегда это след пальцев. Ищем и следы обуви, и шин автомобиля, и служебные собаки выручают. Раньше дактилоскопия считалась королевой доказательств, теперь её место занимает биология, но верно говорят, что каждый изъятый след ждёт своего хозяина. Бывает, что пока его нет в базе, мы не может установить личность. Но база постоянно пополняется, и иногда устанавливают личность человека, чей след был изъят несколько лет назад.
Интересная история с поиском следа была в практике Сергея Владимировича. Расследовали серию квартирных краж, объединяющую более десятка эпизодов. Преступник был крайне осторожен, никогда не забывал о перчатках и зацепок не оставлял. И вот на месте совершения очередной кражи Сергей Владимирович настоял на том, чтобы эксперт изучил тамбурную дверь в подъезде. Казалось бы, не лучшая идея, мало ли, кто мог оставить там свои «пальчики», но именно это решение позволило найти зацепку, и в короткий срок угрозыск установил подозреваемого.
Вор был очень удивлен появлению в распоряжении полицейских следа, но поняв, что деваться некуда, посетовал на … своё воспитание! Он придержал дверь, увидев женщину с сумками. Под весом неоспоримых доказательств подозреваемый дал признательные показания и сотрудничал со следствием.
— Я горжусь тем, что следственный отдел Каменска всегда был и остаётся одним из лучших в области, — говорит Сергей Владимирович. — У нас не было, чтобы следователь неэффективно организовал работу эксперта на месте происшествия, поэтому и следы, как правило, находятся. В этом, конечно, заслуга всей следственно-оперативной группы. Так же и раскрытие преступления — совместная работа оперуполномоченного, следователя, эксперта, дознавателя, причем работа очень трудоёмкая. Даже простое дело требует доказательств. Никогда нельзя забывать, как важно не допустить нарушения прав подозреваемого, чтобы не произошла судебная ошибка. Поэтому следователю никогда не надо лениться копнуть поглубже, тогда любая заковыристая головоломка сложится в понятную картину.
С необычными делами, когда приходится повозиться, сталкиваются и эксперты-криминалисты. Несколько месяцев назад выезжали на место квартирной кражи в Донецке. Эксперт нашел на подоконнике фрагмент следа обуви, непригодный для идентификации. Сориентировались на месте, определили, куда мог пойти преступник, нашли идентичный след и уже с него сделали гипсовый слепок. Дальше – дело техники, через два дня оперативники установили подозреваемого, а гипсовый слепок доказал причастность. Надо сказать, что экспертизы по следам обуви в качестве доказательств в уголовных делах крайне редки, потому что только высококвалифицированный эксперт сможет правильно изъять след так, чтобы он был пригоден для идентификации. Однако каменский специалист Нина Владимировна Быстрянская справилась.
— Экспертам приходится подстраиваться к современным требованиям, ставящим новые задачи и по срокам, и по качеству экспертиз, — рассказывает М. Ю. Пармёнова. — Но сейчас наше подразделение отлично оснащено технически, например, сейчас есть новые методики выявления следов, можем на месте определить, принадлежит кровь человеку или животному и т. д. К тому же доступен прямой выход на разработки ЭКЦ МВД России, что позволяет быть в курсе всех новых разработок. Коллектив молодой, активный, изучает всё с азартом. Мы постоянно практикуемся в применении новшеств, и это нам очень нравится.
Интересно, что вопрос о том, кто самые лучшие полицейские – мужчины или женщины, в этом дружной семье никогда не звучал. Оба одинаково уважали коллег независимо от пола и поддерживали друг друга как в служебных так и в домашних делах.
Отпуска супруги Пармёновы любят посвящать путешествиям по России, причём прогулки по лесу предпочитают морским курортам. Ездили в Кировскую область, в Сибирь, на Урал, на Волгу. В Каменске тоже стараются выезжать в расположенные поблизости леса, тем более, что в семье есть питомец – королевский пудель.
Ну а если погода к прогулкам не располагает, любят смотреть семейные фильмы. А вот современные детективные сериалы не жалуют. По мнению супругов, эти фильмы в лучшем случае неправдоподобны, в худшем – создают нелепые, карикатурные образы людей в погонах.
— Нашему поколению обидно, что сейчас не снимают таких фильмов, как «Следствие ведут знатоки», — говорит Марина Юрьевна. – Кстати, под влиянием «Знатоков» я – и, наверное, не я одна – заинтересовалась службой в органах внутренних дел. К сожалению, в жизни наша служба зачастую не видна, права известная песня.
Когда оба родителя должны быть готовы в любое время суток срочно прибыть на вызов, растить детей (а их у Пармёновых двое) нелегко. Очень много в плане воспитания внукам дали родители Марины Юрьевны — Юрий Васильевич и Надежда Ивановна Вахрамеевы. Дедушка — офицер в отставке, участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС — реагировал по-военному чётко, если даже необходимость присмотреть за внуками возникала среди ночи.
Сейчас сыновья Пармёновых уже взрослые. Старший — Егор – ещё подростком заинтересовался техническими науками. Молодой человек получил профессию инженера-электроника, влился в коллектив АО «Каменскволокно» и очень доволен своим выбором. Младший – Захар – решил стать офицером, как и многие его прадеды по материнской линии. Сейчас он учится в военно-инженерном училище в Тюмени. Не жалеют ли родители о том, что сыновья не пошли по их стопам?
— Если человек не чувствует в себе призвания к службе в полиции, то и делать тут нечего, — уверен Сергей Владимирович. – Пока ты носишь полицейскую форму, на первом месте для тебя – служба, для меня это само собой разумеется. «Служа Закону, служу народу» — этим всё сказано.
Фото автора.