Год назад мы писали о группе казаков Донецкого округа, которые во время мобилизации, не дожидаясь повестки, прибыли в военкомат, чтобы отправиться в зону СВО. Это были подготовленные люди, входящие в состав казачьей роты мобилизационного резерва, а позже — в состав БАРСа — боевого армейского резерва страны.
И вот, спустя год, в родной город прибыл в отпуск командир штурмового отряда «Шторм» в составе 102-го полка 150-й дивизии. Этого человека многие знают, в том числе и по деятельности в Донецком округе, но в этой публикации мы будем называть его Танкист, тем более, что за год позывной уже стал его вторым именем.
Немного отклонясь, отметим, что и до боевых действий Танкист являлся одним из наиболее активных казаков Донецкого округа. Только навскидку атаман округа А. Н. Сидаков вспомнил шесть казачьих организаций, появившихся при поддержке Танкиста. А сколько было сборов, учений, командировок – подсчитать уже никто не возьмётся. Если человек хочет служить вере, Дону и Отечеству, он найдет для этого много возможностей.
Убыв для прохождения службы, Танкист прошел курс переподготовки на Кадамовском полигоне, где инструкторы, в том числе, с передовой обучали личный состав новшествам. Костяк подразделения составляли казаки из роты территориальной обороны, а прибывшие позже подстраивались под требования Танкиста, бывшего тогда командиром роты.
— Оглядываясь назад, я понимаю, насколько велики преимущества армии, у которой есть мобилизационный резерв, — говорит Танкист. – Можно получить готовые подразделения, которые остается лишь немного «докрутить». Вся прелесть мобрезерва заключается в том, что к моменту выполнения боевых задач люди уже друг друга знают, а командир понимает, кого куда поставить. Кстати, возможностями своего резерва сейчас воспользовался и Израиль, где за считанные дни собрали около трехсот тысяч личного состава.
— Но необязательно ходить за примерами так далеко, — продолжает Танкист. – Во Всевеликом Войске Донском были части четырех очередей, были расписаны порядок прохождения службы, нахождение в запасе и отставке, периодичность прохождения сборов и многое другое. Получается, и изобретать ничего не надо, потому что всё уже написано нашими предками, написано кровью…
Так случилось, что Танкист принял участие и в другом эксперименте: штурмовые отряды в составе полка были новшеством. Когда каменчанину предложили возглавить такой отряд, его сразу привлекло, что у подразделения есть своя техника. Несомненным плюсом является и то, командир отряда занимается только боевой работой, а кадрами, снабжением и т. д. — полк. Опыт показал, что штурмовики – эффективная боевая единица. Один из героев СВО – каменчанин, который служит под позывным «Космос», в этом году награждённый медалью «За отвагу». Казак, который служит под началом Танкиста, блестяще проявил себя не в одном эпизоде специальной операции.
Так, в Марьинке группа, которую возглавлял Космос, не успела вовремя выйти в заданную точку. Проявив выдержку молодой человек смог грамотно оценить ситуацию, организовать людей и, максимально эффективно используя особенности местности и погодные условия, приступить к выполнению боевой задачи. Позже группа вернулась к месту дислокации без потерь.
Вспоминая этот эпизод, Танкист отмечает, что поначалу сказывалось отсутствие опыта в определенных нюансах. В Марьинке у противника был сильный укрепрайон. Националистские войска сидели в подвале, имели камеры и тепловизионное оборудование, и им даже не требовалось выставлять часовых, чтобы противостоять штурму. Однако российские военнослужащие хорошо изучили стратегию противника, и в период ротации артиллерия ликвидировала и ту группу, что вышла, и заходящую им на смену.
Возвращаясь к теме человеческих ресурсов, отметим, что налаживая личные связи, казаки Донецкого округа, как оказалось, смотрели далеко вперед. В период СВО вовлечение в ряды организации проверенных людей сослужило хорошую службу. Так, атаман Донецкого округа А. Н. Сидаков познакомился с Космосом, когда тот проходил срочную службу. Позже Алексей Николаевич предложил земляку-сослуживцу присоединиться к казачьей дружине, а затем и к резерву.
Интересно, что к православной вере, без которой, как известно, казачество немыслимо, Космос поначалу относился прохладно. Он посещал храмы с братьями-казаками, но они видели, что глубоких чувств религия в нём не вызывает. Однако в отпуске он первым делом пошел в храм, объясняя это тем, что ощутил Божью помощь. Например, когда танковый снаряд противника падает рядом, но не разрывается, объяснить это чем-то другим трудно.
Впрочем, бывали и сюрпризы, когда военнослужащие, до СВО особо ничем себя не проявившие, с желанием учились и с отвагой сражались.
— Когда на учениях или сборах интересно? Когда начальник дает освоить то, что ты не знал, — рассуждает Танкист. – Никому не понравится толочь воду в ступе. Мне приятно, что и на полигоне, и непосредственно в зоне СВО довелось служить с грамотными командирами. Среди мобилизованных были ребята, не имеющие особого опыта, их вводили в строй поэтапно. И благодаря хорошей подготовке мы стали штурмовиками, которых даже свои называют безбашенными. Даже есть примеры, когда нестроевой офицер, чистый «технарь», который и команды-то не все знал, освоился, набрался опыта и стал хорошим командиром.
Хотя за время службы в зоне СВО Танкист не раз видел, что командиры берегут людей, без потерь не обходится. Наш земляк с болью признаётся, что кусок сердца у него отняла недавняя гибель товарища. Алексей Дмитриев, служивший под позывным «Батюшка» был командиром отделения и храбрым парнем, которому были под силу любые задачи. Так, при взятии одного укрепрайона он своим огнем уничтожил миномет, который при штурмах вел огонь по нашим группам. Мужество казака и его преданность Отечеству не будут забыты и послужат примером для подрастающего поколения, как и должно быть.
— Очень хорошо было поставлено раньше в школах: начальная военная подготовка, «Зарница», — вспоминает Танкист. – В 1980-х я в составе школьного отряда занял первое место по Ростовской области в «Зарнице». Вот какой уровень подготовки был у ребят из провинциальной школы! У нас был прекрасный военрук — Иван Яковлевич Попов — и, конечно, каменчане помнят, как много работал со школьниками Тихон Митрофанович Якунин. Преемственность поколений – великое дело. Да и в старину казачат учил дед, пока отец нёс службу. От старшего поколения всё перенимали, и традиции не прерывались.
— Сейчас на Украине почти в каждом доме все пропитано национализмом, который внушали людям с малолетства, — продолжает Танкист. — А нам нужно с самого малого возраста растить детей на примерах любви к Отечеству, которыми богата российская история. Я горжусь тем, что в Войске Донском присутствует патриотизм. Вот в БАРСе бывало, если сборы короткие, платили немного, но люди не разбежались, потому что служили не из-за денежного довольствия. Нам есть за что служить – за страну, за свою родную землю, за своих близких!
Фото автора.
На фото: Атаман округа А. Н. Сидаков (слева) приветствует Танкиста.