Продолжение. Начало в №150-153 от 9 августа 2023 года.
В предыдущих номерах был опубликован материал этого же автора, в котором рассказывалось об отдыхе в Сукко и Анапе, а также о желании поехать в Крым. Затем о поездке в Феодосию, об отдыхе в этом прекрасном курортном городе.
Третью страницу повествования мы откроем, как и обещал автор, историей, рассказанной капитаном прогулочного катамарана. Мы просим простить его за некоторые ошибки в датах и исторических событиях, но послушать капитана было интересно. В далекие-далекие времена бухта не была заселена. Затем, еще в шестом веке до нашей эры, здесь появились вездесущие греки и основали небольшую колонию, которую затем захватили римляне, затем аланы, хазары. В XII веке поселение попало под влияние Золотой Орды. Но владельцы земель не смогли с толком использовать местный ландшафт, и порт никак не развивался.
Предприимчивые генуэзцы предложили продать земли и степняки (по версии капитана — турки) согласились на это. Золотой Орде не было дела до какой-то бухты, их ждали великие дела.
Генуэзцы вложили в бухту все что имели и умели, в XIV веке Кафа (так называли в те времена Феодосию) стала бурно развиваться. Со всех сторон в бухту шли торговые суда, здесь был крупнейший невольничий рынок, также перекупали зерно, пряности, лошадей, инвентарь и оружие. Население в купеческой Кафе выросло до восьмидесяти тысяч человек (для сравнения – рассказывал капитан судна – в Париже в это время проживало четырнадцать тысяч человек). Степнякам (по версии капитана — туркам) такое состояние бывшей собственности стало поперек горла, и зависть грызла правителей империи.
Они предложили генуэзцам вернуть город им. Те отказались. На них пошли войной, в начале лета воины высадились в бухте и приступили к штурму крепостей, которых было в городе более двух десятков. Взять штурмом не получилось и началась изнурительная осада для обеих сторон. Жаркая погода, нехватка питьевой воды, плохие условия быта воинов привели к тому, что в их стане началась чума. В осажденных крепостях заразы не было, но с осажденными «поделились». Захватчики привязывали трупы чумных к катапультам и зашвыривали в крепости. Там тоже пошла эпидемия. Наиболее богатые и влиятельные жители Кафы тайно договорились с врагами и их за большие деньги по ночам вывозили на европейские корабли и переправляли в Европу.
Есть историческая версия, что чумной мор в Европе начался именно из-за жителей Кафы, которые, не зная того, были уже заражены страшной болезнью и привезли ее в другие страны.
А под стенами крепости, ближайшей к мысу, хоронили воинов, умерших от чумы, и поэтому до сих пор раскопки в этом месте запрещены. Остатки этой крепости были видны с моря. Такую историю рассказал капитан прогулочного катамарана, которая более похожа на легенду, чем на действительные исторические события. Но все равно интересно.
На нашем прогулочном судне мы вышли за пределы Феодосийской бухты и увидели другую, менее вместительную бухту, где есть торчащие из моря глыбы. На берегу были хорошо видны вражеские доты, которые оборудовали фашистские оккупанты. Военное прошлое Феодосии позволяет думать о ее героическом прошлом во время Великой Отечественной войны. Именно здесь погибло очень много моряков, которые десантировались в бухте зимой 1942 года с двух советских крейсеров.
Но история, наверное, утомила читателей и будет интереснее узнать, что же еще есть хорошего в начале Крымского побережья. Как уже было сказано выше, здесь чистое море и хороший смешанный воздух из степи, моря и гор. Недаром в советские времена Феодосия была популярным детским курортом и здесь функционировало множество санаториев и пансионатов. Есть они и сейчас.
Архитектура города интересная, встречается множество старых зданий с колоннами и фигурами, к сожалению, многие из них требуют ремонта. Огромную роль в развитии Феодосии сыграл художник Айвазовский, который не только своими картинами прославлял Богом данную (по-гречески примерно так звучит название) землю и бухту.
Иван Константинович Айвазовский жил в Феодосии с 1846 года, преподавал в созданной им художественной мастерской. Благодаря его стараниям был реконструирован морской торговый порт, проведена железная дорога, на свои средства он протянул водопровод, почти тридцать километров (1887 год). Вода поступала из Субашского источника, который принадлежал его жене Анне Никитичне Саркисовой.
В 1881 году художник-маринист и баталист, благотворитель и меценат получил звание почетного гражданина Феодосии. За свои картины Айвазовский получил золотую медаль Парижской академии художеств, позже получил орден Почетного легиона, к нему пришла европейская известность. В России тайному советнику Ивану Айвазовскому император Александр III пожаловал высокую награду, он стал кавалером Императорского и Царского ордена Белого Орла. Кроме этой награды Айвазовский имел множество других орденов, которые не помещались на его сюртуке.
Другими словами, если бы возникла необходимость переименования Феодосии, то вполне обоснованно город могли назвать Айвазовском.
Уезжать из Феодосии (гостили пять дней), прямо скажем, – не хотелось. И даже взрыв автомобильной дороги на Крымском мосту не особенно повлиял на наше желание. Местные жители к разным прилетам относятся почти спокойно. Они верят в ПВО России и счастливую звезду Феодосии.
Хозяин нашего гостевого дома Виктор любезно предложил проводить нас до вокзала во Владиславовке. Напомню, эта узловая станция в 10 км от Феодосии (наподобие нашей Лихой). Через нее идут поезда на материк. Современный вокзал встретил нас прохладой и вежливыми сотрудниками, а на электронной доске было с десяток страниц с расписанием движения поездов – только выбирай. Указаны здесь и электрички.
С поездом «Симферополь-Смоленск», конечно, «Крымские железные дороги» нас немного подвели (а может, с вагоном). Кондиционер почти не работал и давал небольшую прохладу только в движении. Пока тронулись – было уже +30 С в вагоне. Зато доехали быстро – вечером сели, а в девять утра уже вышли в Каменске. Встретил нас сухой, но такой родной воздух. Да, отдыхать хорошо, но все же лучше всего дома.
Фото автора.