Человек и общеcтво

А. Б. Чуканов: «Лихая — это моя жизнь»

В первое воскресенье августа отмечается День железнодорожника, для Каменска – праздник очень важный, потому что для крупного микрорайона железная дорога – не только способ транспортного сообщения, но и жизненный путь. Есть в Лиховском и множество железнодорожных династий.

История лиховчан Чукановых началась, когда в 1860-х годах крестьянина из Тульской губернии Афанасия Чуканова судьба привела на Дон, где он стал путевым сторожем на одной из будок, что между станциями Каменская и Северский Донец. У родоначальника династии выросли трое сыновей, они начинали с путевых ремонтных рабочих, а с опытом пробились в дорожные мастера.

Внук Афанасия – Пётр Иванович Чуканов – прожил долгую славную жизнь, заслужил уважение коллег как преданный своему делу дорожный мастер, вырастил восемь детей. Почти все они стали железнодорожниками. Так, всю жизнь отдал дороге и Лихой дорожный мастер Борис Петрович Чуканов. Они с супругой Марией Николаевной (она работала монтёром пути) вырастили троих сыновей, продолживших семейную традицию. К сожалению, старший – Пётр – уже ушёл из жизни. Виктор живёт в Ростове, работает в локомотивном депо. А младший – Андрей – трудится на родной станции Лихой.

Наследнику столь старой и крепкой династии не пришлось долго раздумывать о выборе профессии: уже после окончания школы Андрей Чуканов начал отсчёт своего железнодорожного стажа. Некоторое время был путейцем, потом — водителем на дистанции электроснабжения. Перерыв в работе был лишь на время срочной службы, а профильное образование Андрей Борисович получил практически без отрыва от производства. Сейчас его стаж превышает 40 лет.

С 2010 А. Б. Чуканов трудится в грузовом цехе железнодорожной станции Лихая. Коллектив цеха – а это около полусотни человек — следит за закреплением груза в вагонах. В безопасности движения этот момент очень важен, поэтому бригадир Чуканов, как и его товарищи по цеху, умеет детально осматривать все крепления, подтягивать проволочные растяжки, проверять люки при перевозе жидкостей и вагоны на предмет просыпания сыпучих грузов. Всё это, разумеется, не мешкая, так как где-то за тысячи километров этот груз очень ждут.

В этом нелёгком ремесле Андрей Борисович каждую смену находит применение и знаниям, полученным из учебников, и опыту, и простой русской смекалке. К примеру, пришёл на станцию состав с топливом, и при спуске проявился дефект: плохо закрытый люк на одном из вагонов и выплёскивающееся из зазора топливо. Многих бед в пути может наделать подобная неисправность, если её не устранить! Самый простой способ – сорвать запорно-пломбировочное устройство и установить другое, но это сильно увеличивает время нахождения груза на станции. Вместе работники смены разобрались, как обойтись без нежелательных мер, и вот приёмщики уже проверяют результат работы грузового цеха, и соответствующий нормам безопасности состав готов продолжать движение по железнодорожным магистралям Родины.

В среднем за смену через цех проходит почти два десятка поездов. Работа у Андрея Борисовича и его коллег нелёгкая не только в силу большой ответственности. Это труд, требующий отдачи физических сил. Работать с нагревшимися на солнце вагонами – само по себе далеко не курорт, да ещё и надо орудовать тяжёлыми инструментами, а счёт времени идёт на минуты.

— Подтянуть восемь нитей шестимиллиметровой проволоки – это не шутки, — делится Андрей Борисович. – При этом в коллективе нашего цеха много женщин. Они молодцы, справляются, а мы облегчаем их труд, как можем.

Природное дружелюбие нашего героя и натренированное годами работы «чувство локтя» ценятся его товарищами. Пару лет назад ему доверили профсоюзную работу, и Андрей Борисович относится к делам профкома так же серьёзно, как и к вопросам безопасности на железной дороге, искренне считая, что плох будет тот коллектив, где не могут понять человека и протянуть ему руку помощи.

— Я же здесь, на железной дороге, всю жизнь, — говорит Андрей Борисович. – Лихая – это моя семья, мои друзья, память о моих родителях… Мне дороги и станция, и мой микрорайон.

В родном Лиховском он построил дом, посадил много деревьев, вырастил сына и дочь. Кстати, жена Андрея Борисовича — Мария Ивановна — больше 30 лет работала в грузовом цехе, а сейчас – инспектор подъездных путей. В течение нескольких лет супруги даже работали в одном цехе. Дети уже взрослые, живут в других городах, подарили родителям пятерых внуков.

В свободное время Андрей Борисович любит рыбалку и бильярд. Ездил с друзьями на Дон, очень понравилась рыбная ловля в Астрахани. Самый «козырный» трофей – четырёхкилограммовая щука, но по признанию самого Андрея Борисовича спортивный интерес – это не главное. Гораздо важнее возможность отдохнуть с друзьями, посидеть на тихом берегу, отвлечься от звонков и мессенджеров, отведать свежей ухи.

— Знаете выражение – жизнь удалась? – смеётся Андрей Борисович. – Пожалуй, это про меня. У меня есть любимая работа, семья, друзья – конечно, жизнь удалась!

Фото предоставлено Андреем Чукановым.

Метки: #актуально, #Лиховской, #на_заметку, #праздник, #социум, #это_интересно