Культура

Священные реликвии отечественной войны

15

У донских казаков существовал добрый христианский обычай — с войны или службы приносить те или иные дары в станичную церковь. О том, сколь бережно и трепетно почитались нашими предками-земляками православные реликвии и добро храмов и церквей, свидетельствуют многие источники. Атаман Платов, узнав, что Симферопольский конный полк отбил в октябре 1812 года у французов награбленное ими церковное серебро, издал приказ всем Донским полкам, находящимся в армии, о сохранении священных сокровищ, похищенных не только из столицы, но и из других православных храмов.

В описи соборного имущества за 1819 год сказано: «Евангелие это подано Войска донского войсковым атаманом М. И. Платовым». Речь — о Новочеркасском соборе, особо почитаемом вихорь-атаманом. В сборнике Областного войска Донского статистического комитета, где описаны «Памятники благочестия Донских казаков и вождя их войскового атамана графа М. И. Платова, относящиеся к Отечественной войне 1812 года», хранящемся в Донской государственной библиотеке, говорится о двух дарах графа М. И. Платова, сделанных им в Новочеркасский собор. Спустя два века храм стали называть «Вторым солнцем Дона». Этого поэтического имени собор удостоился за свои золотые купола и хрустальный крест. Именно в саркофагах его усыпальницы покоится прах героев Отечественной войны — генерал-лейтенанта И. Е. Ефремова, генерал-адъютанта графа В. В. Орлова-Денисова, генерал-лейтенанта Я. П. Бакланова, архиепископа Донского Иоанна и вихорь-атамана графа М. И. Платова.

Одно из подношений имеет отношение к возвращению его на Родину из-за границы, а второй сделан в год основания нового города: это серебряное блюдо и непрестольное Евангелие. Согласно описи, блюдо — «круглое, сребро-позлащеное, с чеканными трофеями и вензелем посередине: «Г. М. И. П.» Обрамляет реликвию надпись: «Тебе, почтенный Граф-Отец, усердие наших сердец. Ты нам доставил славу и покой. Возвращение из французского похода 1814 года. От общества Михайловской станицы», было пожертвовано в собор лично графом. Непрестольное Евангелие не принадлежит к предметам, относящимся к 1812 году. Оно напечатано в Москве в декабре 1805 года, в 1808 году было оковано вызолоченным серебром, осыпано стразами. Крышки скреплялись двумя серебряными застежками с изображением апостолов Петра и Павла.

Серебряное блюдо.

В Сретенскую церковь Быстрянской (позже — Мариинской) станицы был передан на хранение серебряный потир с прибором, с клеймом 1814 года. Николаевской церкви слободы Еланчинской-Платовской достался в дар малиновый бархатный воздух — матерчатый крестообразный покров, которым накрывается чаша. Он был осыпан жемчугом, инкрустирован шестью алмазами в золотой оправе и другими драгоценными камнями. Ещё один аналогичный покров, увенчанный драгоценностями, с изображением Божией матери, как и первый, был пожертвован графиней Платовой.

В Успенской церкви Арчединской станицы, относящейся в те времена к Области войска Донского, а ныне расположенной в Волгоградской Области, хранился дар «От щедрот Василия Васильевича графа Орлова — Денисова» — вызолоченный чеканной работы потир, датированный 1816 годом. Преображенская церковь Усть-Медведицкого женского монастыря пополнилась распятием в серебряно-позолоченном киоте, вывезенном казаками из Москвы в 1812 году. Троицкая церковь Филоновской станицы была одарена малым серебряным крестом с изображением Христа, с частицами мощей Иоанна Милостивого, также принесенным казаками в 1812 году. Ещё ряд станиц Области войска Донского смогли получить священные реликвии, которыми щедро одаривали свои родные края триумфаторы Отечественной войны 1812 года.

Доказательством того, что не корысть руководила донцами в деле отбития церковного серебра, которое неприятель награбил в Москве и других русских городах, служит тот факт, что их привлекла не материальная ценность, а высокое религиозное значение возвращенных предметов. Таковы, например, антиминсы — четырехугольные шелковые или льняные платки, не имевшие высокой стоимости воздухи, ризы и другие церковные принадлежности. Об этом свидетельствует архив Донской духовной консистории, дела Черкасского духовного правления №278. Так, 27 февраля 1814 года протоиерей Иоанн Долотин представил Воронежско-Донскому епископу шестнадцать антиминсов и два воздуха, отнятых у неприятеля, а в марте — еще двенадцать антиминсов. Так же поступили еще несколько священнослужителей в 1814-1815 годах. В 1817 году сам атаман Платов с пономарем Бакчевниковым переслал к Воронежскому епископу доставленные в войсковую канцелярию генерал-майором Иловайским четыре антиминса.

Дарохранительница

Добрым словом вспоминали Платова и в Донском ставропигиальном монастыре в Москве, который при грозном вторжении врага в сердце России не избежал общей с другими столичными храмами участи, а был разграблен и разорен, после этого святая обитель пришла в запустение. Наш вихорь-атаман и в прежнее время, когда бывал в Москве, непременно посещал Донской монастырь и слушал там молебен. Узнав о несчастном положении обители, он с согласия войска Донского пожертвовал на восстановление и украшение её храмов двадцать тысяч рублей ассигнациями и десять пудов серебра. Десять тысяч рублей были выданы из Московской казенной палаты настоятелю монастыря по квитанции, присланной графом из Варшавы в апреле 1815 года, а серебро, собранное от разных полков, было доставлено в монастырь с Дона через казака Голубинцева, при письме наказного атамана Иловайского 26 ноября 1815 года, остальную сумму доставили из Новочеркасска 15 ноября 1817 года.

Сам император Александр I, изъявляя российскому народу благодарность за спасение Отечества, в манифесте от 3 ноября 1812 года говорил: «Неприятель даже хитрыми и ложными обольщениями… поруганием святынь и храмов мнил потрясти веру и нравы народные, заразить буйством и злочестием. Не долго продолжалось торжество врага… После всех тщетных покушений, видя многочисленные войска свои повсюду побитыми и сокрушенными… бежит из Москвы с таким унижением и страхом, с каким тщеславием и гордостью приближался к ней». А особым манифестом 25 декабря 1812 года самодержец объявил «всенародно о построении в Москве церкви во имя Христа Спасителя».

Продолжение следует…

Фото из открытых Интернет-источников и электронного архива Донской публичной библиотеки.

Главное фото: Новочеркасский собор в начале ХХ века.

Первая часть: https://trud-kamensk.ru/2023/03/17/k-zashhite-lyubeznejshego-otechestva/

Вторая часть: https://trud-kamensk.ru/2023/05/14/vojna-za-otechestvo/

Метки: #актуально, #год Атамана Платова, #Год Платова, #история, #культура, #на_заметку, #это_интересно