Культура

Война за Отечество

38

Продолжение. Начало в № 46-49 от 15 марта 2023 года

Мы продолжаем знакомиться с архивами Дона, которые бережно хранят памятные документы — первоисточники славной истории казачества и его предводителя — атамана Матвея Ивановича Платова.

«Не выдадим Россию и тихий Дон»

В журнале «1812 г.» за номером первым, на 37-й странице реакция казаков на вторжение наполеоновской армии описана очень красноречиво: «Лишь только донеслось на Дон эхо первых выстрелов из казачьих ружей, забурлил тихий Дон; тяжкой болью отозвались выстрелы в груди его и в ответ прогремел по Дону и его притокам, гнезду казацкому, клич: все отдадим, всем пожертвуем, скорее все помрем, чем выдадим Россию и тихий Дон на поругание французу».

По официальным данным, во время Отечественной войны 1812 года наш вихорь-атаман руководил казачьим корпусом, в который входили четырнадцать казачьих полков — около семи тысяч сабель — в составе 1-й армии Барклая-де-Толли. Петр Краснов и Георгий Шавельский в книге «Донцы и Платов в 1812 году», хранящейся сейчас в фонде Таганрогской библиотеки имени А. П. Чехова, писали, что на защиту Дона уходили старики, давно уволенные в отставку, шли единственные сыновья, последняя опора семьи. Заколачивались досками окна в казачьих мазанках, за бесценок продавали имущество, чтобы снарядиться в поход, более зажиточные помогали беднякам, как в старину. Например, донское дворянство выставило неимущим казакам из своих табунов полторы тысячи лошадей. Торговые казаки собрали сто тысяч рублей на нужды поголовного донского ополчения, каждый жертвовал, чем мог. У кого было два коня — отдавал тому, у кого не было ни одного; у кого имелось лишнее седло, полушубок — жертвовал неимущему.

В самое короткое время, меньше месяца, собралось 26 полков, было снаряжено шесть орудий донской конной артиллерии. «В одном ряду стояли и старый дед с седою бородою, с лицом, изборожденным морщинами, и внук его, мальчик двенадцати лет, крепко сжимавший загорелой ручонкою пику…» — свидетельствует дореволюционное издание.

«Усердное приношение войска Донского»

… Уже в октябре враг отступал, а казаки шли за ним по пятам, не выпуская из вида. 13 октября, преследуя бивак гвардейской артиллерии наполеоновской армии, они взяли 40 орудий, 11 увезли, а 29 вывели из строя. В ноябре ударили морозы, повалил снег, и в рядах неприятеля начался голод. Это было уже не отступление, а бегство… Казаки отбивали у войск Наполеона обозы, отправляли назад всё награбленное церковное серебро. Сообщается, что за зиму 1812 года наши славные предки-земляки отбили сорок пудов серебра, вручив его Кутузову с просьбой передать ценности на нужды церкви.

К слову — именно из этого серебра был изготовлен иконостас в Петербургском Казанском соборе, где покоится прах великого полководца-победителя и хранятся отбитые у французов знамена и другие трофеи — штандарты, ключи от покорённых городов и личный жезл наполеоновского маршала Даву. Под чудотворной иконой Богоматери имеется скромная надпись: «Усердное приношение войска Донского». Кроме того Платов передал десять пудов серебра и двадцать тысяч рублей на восстановление разграбленных французами храмов Донского монастыря в Москве.

По свидетельству журнала войсковой канцелярии от 18 июня 1827 года №26, серебро, привезенное на Дон, с 1814 по 1827 год было в разных количествах отослано в станицу Кременскую — на ризу к образу Божией матери, на устройство ковчега для хранения высочайших грамот, на устройство дарохранительницы в Новочеркасском соборе, на устройство ковчега для пожалованной войску Донскому сабли императора Александра I и другие нужды. Оставшееся серебро, бывшее в ломе, сдано в Санкт-Петербургский монетный двор для переделки в монету.

Что касается драгоценных камней, находившихся в ломе отбитого казаками серебра, то резолюцией войсковой канцелярии (журнал от 31 марта 1831 года, №19) положено было отдать их в Новочеркасский соборный храм, для украшения икон, и таким образом было передано два алмаза, девяносто гранатов, девять яхонтов, семь изумрудов, двести стразов, двенадцать топазов и четыре аметиста.

И слава, и честь, и благодарность государева

В конце ноября последние остатки французской армии перешли через Неман, а к 15 декабря ни одного француза не осталось на русской земле. Велики были заслуги донцов за эти полгода. Они истребили более восемнадцати тысяч врагов, взяли в плен десять генералов, 1047 штаб- и обер-офицеров и около сорока тысяч нижних чинов. Знамен отбито пятнадцать, пушек — 364 и 1066 зарядных ящиков.

Нельзя утверждать, что эти заслуги дались платовцам легко. Многие полки, вышедшие в тысячном составе, вернулись численностью едва ли полторы сотни.

«Думал ли Наполеон, в сентябре 1812 года вступая в Москву, что 19 марта 1814 года донские полки будут стоять с биваками в столице французской, Париже? Истинно: с нами Бог!» — говорится у Краснова и Шавельского.

«Почтение моё к войску Донскому и благодарность к подвигам их в течение кампании 1812 года, которые были главнейшею причиною к истреблению неприятеля, лишенного вскорости всей кавалерии и артиллерийских лошадей, следовательно и орудий неусыпными трудами и храбростью Донского войска. Сия благодарность пребудет в сердце моём, дондеже («до тех пор, пока» — устар.) угодно будет Богу призвать меня к Себе. Сие чувствование завещаю я и потомству моему», — писал князь Голенищев-Кутузов Смоленский.

Война за Отечество была закончена. Русскую армию и донских казаков ждали новые победы на немецкой и французской землях. Велика была и слава, и честь, и благодарность государева донскому казачеству. За славные подвиги войско Донское получило от императора Александра I грамоту и белое Георгиевское знамя. В грамоте царской, адресованной из главной квартиры в Дрездене от 13 апреля 1813 года, было написано:

«Божею предшествующею милостью Мы, Александр Первый, Император и Самодержец Всероссийский и пр., и пр., и пр. На Дон, в верхние и нижние юрты, Нашим атаманам и казакам, войсковому атаману графу Платову, правительству войска Донского и всего оному знаменитому войску, Нам верно любезному:

Донское наше воинство в минувшую войну с французами усердием, подвижностью и храбрыми действиями своими оказало важные отечеству услуги… Мужественная и неутомимая бдительность войскового атамана графа Платова також и сподвизавшихся с ним всех войска сего храбрых генералов, офицеров и всех вообще донских урядников и казаков, много способствовала к преодолению великих сил неприятельских и к одержанию над ними полных и знаменитых побед… Отбито у неприятеля бывшими под предводительством нашего храброго атамана Платова донскими казаками знатное число артиллерии со многими взятыми в плен генералами их, офицерами и солдатами… Пребывая ко всему войску Донскому и к каждому чину и чиновнику оного в особенности Императорскою Нашею милостью благосклонны, благоволили Мы подписать сию грамоту собственной рукою и Государственной печатью утвердить повелели…»

4 октября 1813 года лейбгвардии Казачий полк получил Георгиевский штандарт и серебряные трубы за Лейпциг, атаманский полк — белое георгиевское знамя и голубой бунчук с надписью: «Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя». Полки Дячкина, Жирова, Власова, Иловайского, Грекова, Мельникова получили георгиевские знамёна.

Продолжение следует…

Фото из издания «Военное духовенство в борьбе России с Наполеоном: Донцы и Платов в 1812 году»

Метки: #актуально, #год Атамана Платова, #Год Платова, #культура, #на_заметку, #это_интересно