Человек и общество

Сила в цвете

19

Цвета влияют на нас сильнее, чем мы думаем. Рассказываем, что это значит.

Выбор определённого оттенка даже может быть сигналом ментальных проблем.

ЯРКИE ЦВEТА ТРEНИРУЮТ ПАМЯТЬ

Когда человек сосредоточен на определённых стимулах, шанс, что те попадут в долговременную память, выше. А цвета хорошо привлекают внимание. Этим правилом пользуются в маркетинге и продажах. Покупатель скорее вспомнит красочную и броскую рекламу, чем чёрно-белую, а клиент лучше сконцентрируется на яркой презентации, а не на скучных слайдах с текстом.

Eсть мнение, что тёплые оттенки жёлтый, красный и оранжевый больше влияют на память, чем, например, коричневый или серый. Возможно, эффект вызывают не цвета сами по себе, а чувства, которые возникают при взгляде на них. Например, красный символ страсти, силы, агрессии, а серый такими яркими ассоциациями похвастаться не может. При этом для запоминания важен не только сам оттенок, но и высокий контраст. Это может быть причиной, почему у известных компаний так популярны логотипы с ярким текстом на нейтральном фоне.

Особенность цвета врезаться в память может помочь во время учёбы. Например, чтобы быстрее зафиксировать в голове иностранные слова, лучше записывать их на жёлтых стикерах, а не на белых. А важные термины в конспекте подчёркивать контрастным текстовыделителем. К слову использование цветных пометок упрощает чтение даже для людей с дислексией.

КРАСОЧНЫЙ ИНТEРЬEР ПОВЫШАEТ ПРОДУКТИВНОСТЬ

В цветном интерьере люди работают эффективнее. К такому выводу в 2018 году пришла группа учёных, проанализировав сорок различных исследований на эту тему Более того, выяснилось, что белые стены способны увеличивать количество ошибок, а выбор конкретных «помогающих» оттенков зависит от типа работы. По некоторым данным, красный позволяет лучше решать когнитивные задачи, а синий творческие.

Впрочем, прежде чем перекрашивать обои, важно учесть и субъективное восприятие. Так, одних людей красный цвет в помещении стимулирует, а других отвлекает и даже раздражает. Поэтому для начала лучше разбавить нейтральный интерьер небольшими яркими вкраплениями. Например, обзавестись красным ежедневником или повесить на стену красочный плакат.

ЦВEТА БЛЮД И ПОСУДЫ СКАЗЫВАЮТСЯ НА АППEТИТE

Вы наверняка слышали, что цвет посуды может влиять на размер порции. Чтобы проверить это, учёные предложили женщинам одинаковый обед макароны с томатным соусом и безалкогольные напитки. Участницы, которым достались нейтральные белые тарелки, ели меньше. А у тех, кто пользовался чёрными и красными, аппетит и правда был лучше.

Неестественный цвет еды может вообще отбить желание подкрепиться. Учёные выяснили это ещё полвека назад. Они предложили участникам исследования необычный ужин: синий стейк, красный горошек и зёленый картофель фри. Трапеза началась при тусклом освещении, чтобы скрыть истинный цвет блюд. Когда в комнате стало светло, «неподходящий» пищевой краситель вызвал снижение аппетита и даже тошноту у некоторых участников. Современные исследования подтверждают, что еда непривычного цвета может казаться менее привлекательной. Например, изображения печенья красного, синего и чёрного белого оттенка выглядят не так маняще, как привычного жёлтого.

ОТТEНОК ОДEЖДЫ СОЗДАЁТ ПEРВОE ВПEЧАТЛEНИE

Цвету одежды уделяли внимание ещё в далёком прошлом. Например, законы Средневековой Eвропы разрешали только дворянству носить пурпурные вещи, краситель для которых добывали из морских моллюсков. А в Китае жёлтый цвет выбирали императоры он символизировал власть и процветание. Разные оттенки могли подчеркнуть место человека в социальной иерархии и его материальное положение.

В современной культуре цвет по прежнему является важным средством коммуникации. Например, красный связывают с успехом в единоборствах, командных видах спорта и компьютерных играх. Так английские футбольные команды, участники которых носили красную форму, побеждали чаще других. Учёные предполагают, что яркий оттенок каким то образом ухудшал игру противников.

И всё же не стоит делать ставку только на цвет, если выбираете образ для важного мероприятия субъективное восприятие собеседника может перевесить. Взять, например, чёрный. Считается, что он повышает привлекательность в глазах противоположного пола, но в некоторых ситуациях может вызывать негативную реакцию. Допустим, подозреваемые в правонарушениях в тёмной одежде воспринимаются более виноватыми, чем в светлой.

КОЛОРИСТИКА ПОМОГАEТ РАСПОЗНАТЬ ПРОБЛEМЫ ПСИХИКИ

Цвета, которыми человек описывает разные эмоции, могут коррелировать с ментальными расстройствами. Например, пациенты с тревожностью или депрессией чаще считают своё настроение серым. А здоровые люди, как правило, не связывают психологическое состояние с каким-либо оттенком или выбирают жёлтый. Значение имеет и насыщенность. Так, люди с тревожностью предпочитают тёмный синий, а здоровые светлый.

Цвет могут анализировать в рамках арт-терапии направления в психотерапии, которое помогает людям лучше понять себя, используя творческие техники. Пациенты создают коллажи, рисуют, фотографируют, а потом вместе со специалистом обсуждают работы. К арт-терапии прибегают, чтобы снизить симптомы депрессии, стимулировать умственную деятельность у пациентов с деменцией, снизить боль при серьёзном диагнозе.

Некоторые элементы арт-терапии можно добавить в повседневную жизнь. Например, раскрашивание помогает снять стресс человек сосредотачивается на выборе оттенков и на время отключается от внешних переживаний.

lifehacker.ru.

Метки: #на_заметку, #это_интересно