Человек и общество

Что современная медицина может предложить онкобольным

18

4 февраля — Всемирный день борьбы против рака, установленный для повышения осведомлённости об онкологических болезнях. О том, что рак — серьезная патология, ежегодно уносящая немало жизней, знают все. Но что представляет собой борьба с ней? И вообще, не обречена ли эта борьба на поражение? Об этом нам рассказал руководитель подразделения онкологического диспансера в Каменске-Шахтинском, онколог М. В. СУКАЧ.

— Максим Витальевич, с 2023 года все учреждения здравоохранения перешли в областное подчинение. Коснулись ли эти реформы онкологического диспансера?

— Преобразования в нашей отрасли подчинены новому порядку оказания онкологической помощи, который действует с 1 января 2022 года. Согласно ему мы работаем сразу по трем направлениям: как отделение онкохирургии, как отделение противоопухолевой лекарственной терапии и как центр амбулаторной онкологической помощи.

Что это значит для пациентов? Раньше люди проходили обследование в поликлиниках, то есть человек ждал талоны на каждый вид диагностики отдельно и мог обследоваться несколько недель. Сейчас как только первичное звено зафиксировало подозрение на злокачественную опухоль, в отношении пациента действуют очень жесткие сроки. Расписано все: в течение скольких рабочих дней мы должны его принять, взять материал на биопсию, провести все диагностические мероприятия и подготовить документы на консилиум. Подчеркну, что мы не принимаем людей, которые могут получить помощь у других специалистов. Eсли, например, воспалилась родинка — сначала обращайтесь к дерматовенерологу. Такой подход нужен, чтобы мы могли направить свои мощности на тех, кому это необходимо.

Также с 1 января 2023 все онкодиспансеры области, в том числе и Шахтинский, к которому относится наше подразделение, стали филиалами областного диспансера.

— Отстают ли филиалы от областных учреждений по оснащенности?

— Совсем нет. Конкретно наше

подразделение много получило в рамках национальной программы: и ремонт, в том числе в операционном блоке, и видеоэндоскопические стойки, и аппараты УЗИ экспертного класса. Кроме того, регулярно проходят повышение квалификации врачи.

— Какие онкопатологии выявляют в нашем городе?

— Те же, что и везде: рак кожи, легкого, молочной железы, женских половых органов, колоректальный. А вот показатели запущенности из года в год снижаются, так как в рамках национальной программы ведется диспансеризация предопухолевых процессов.

Возьмем банальную ситуацию -человек обратился в поликлинику с гастритом. Терапевт знает, что есть такие формы гастрита, при которых больной может пролечиться, научиться следить за своим питанием и еще очень долго не посещать поликлинику, особенно, если ничего не беспокоит. А есть атрофический гастрит, он требует постановки на диспансерное наблюдение, в рамках которого нужно проводить определенную диагностику, даже если ничего не беспокоит. И если рак желудка все же появится, то при должном наблюдении он будет выявлен на ранней стадии, с большой долей вероятности пациент после операции вернется к обычному качеству жизни.

— То есть рак — не приговор?

— Безусловно. Да, есть формы, которые плохо поддаются лечению, но если сравнивать с тем, что было лет 10 назад, то это небо и земля. Сейчас есть очень существенные результаты по увеличению продолжительности жизни.

Мы очень внимательно относимся к молекулярно-генетическому исследованию. Каждая опухоль имеет свой фенотип -образно говоря, портрет. Так вот, есть исследование, которое раскладывает по полочкам мутации генов и дает возможность индивидуально подобрать эффективное лечение. Выбор противоопухолевых препаратов достаточно широкий, это направление хорошо финансируется. Eсли показано дорогостоящее лечение, то люди его получают по ОМС.

Медицина продвинулась по органосохраняющему лечению онкобольных. Например, при хирургическом лечении рака молочной железы по возможности уходим от радикальной резекции, применяем методики реконструкции, в том числе, импланты. При лечении рака кишечника применяются циркулярные степплеры, благодаря которым уменьшается доля больных с выведенными стомами. Эти степплеры одноразовые, дорогие, но поступают по программе высокотехнологичной помощи. Даже фотодинамическую терапию применяем. Eё суть в том, что лазер разрушает только опухолевые клетки без удаления тканей. Очень хорошо решает эстетический вопрос при раке кожи.

— Насколько важен психологический настрой больного?

— Конечно, понимание пациентом того, для чего ему подобраны те или иные методы лечения, и соблюдение рекомендаций врача увеличивают шансы на успех. Но в том, что пациент отказался от лечения, есть и вина врача — не сумел найти подход. Так что онкологу нужно быть и немного психологом — от этого никуда не деться. А начинаются диспансерное наблюдение, обследование и лечение с осведомленности пациента, поэтому я советую всем, кто относится к группам риска или болеет онкологией, задавать свои вопросы врачам и принимать во внимание ответы. Современной медицине есть что порекомендовать во всех случаях.

— Спасибо за беседу.

***
фото: