Скоро в силу вступят несколько законов, призванных повысить безопасность дорожного движения. Они интересны, прежде всего, тем, что основой для них стали реальные наблюдения автоинспекторов и общественности, а также случаи из практики юристов. Действовать эти новшества начнут весной, однако ознакомиться с ними полезно уже сейчас. Также некоторые важные изменения уже действуют.
Что грозит водителям, выбрасывающим мусор на дороге
С 11 января 2023 года выброс мусора на дорогах попадает под нарушение, которое можно выявлять автоматически. Штраф будет платить собственник машины. Но этот штраф резко вырастет в размерах. Кроме того, за подобное нарушение, совершенное повторно, можно будет лишиться автомобиля. Речь идет о новых поправках в Кодекс об административных правонарушениях.
Надо понимать, что говорится не об окурках, выброшенных в ветровое стекло, а о реальных отходах того или иного производства, которые недобросовестные предприниматели везут не на установленные пункты приема отходов, а, например, в ближайший лесок.
В статье 8.2 КоАП РФ появилась новая часть. Она вводит наказание для тех, кто выбрасывает отходы вне мест их скопления из автомобиля, мотоцикла или прицепа. Как и раньше, складывать мусор можно только в специально отведенных местах. Например, на контейнерных площадках.
Штрафы для водителей за выброшенный мусор увеличились в несколько раз. Граждан, которые выбрасывают отходы из легкового автомобиля, теперь могут оштрафовать на 15 000 рублей (за повторное нарушение — вдвое больше), из грузовика или прицепа — на 50 000 рублей, а ИП или организациям за повторное нарушение грозит не только крупный штраф, но и конфискация транспортного средства.
Eсли нарушение попало на камеры видеонаблюдения, то штраф смогут выписать без судебного заседания. Во всех остальных случаях рассматривать дела будут судьи, они уже смогут наложить штраф в зависимости от статуса лица. Камеры установят в тех местах, где часто мусорят. Там также могут установить фотоловушки.
Автовладелец, которого оштрафовали за выброшенный мусор на основании записи с камеры видеонаблюдения, должен будет доказывать невиновность в суде — по аналогии со штрафами за превышение скорости, которые приходят водителям из ГИБДД.
За что именно будут штрафовать граждан, покажет практика. Возможно, водителей будут привлекать к ответственности и за выброшенную во время движения бутылку. Но тогда нарушение должен заметить сотрудник полиции: камеры контроля скорости пока не умеют такое фиксировать.
В пояснительной записке к закону больше всего внимания уделяют незаконным свалкам и сбросу мусора в лесу. Вероятно, чаще всего штрафовать будут именно за это.
В России приняли закон о такси
Государственная Дума приняла закон о регулировании работы такси. Документ опубликован в Системе обеспечения законодательной деятельности (СОЗД). В нем прописаны новые требования, которые регулируют взаимоотношения между агрегаторами, водителями и пассажирами.
Согласно закону, водители обязаны заключить трудовой договор с агрегатором. При этом в Госдуме пояснили, что автомобилист имеет право осуществлять перевозки пассажиров, если он зарегистрирован как ИП или самозанятый, однако в таком случае потребуется дополнительная страховка. При этом, службы такси обяжут делить ответственность с самозанятым водителем, если он попал в ДТП. Это сделано для того, чтобы пассажиры в случае аварии могли получить компенсацию.
В перечень основных требований к водителям также вошли: водительский стаж не менее трех лет, знание русского языка и отсутствие непогашенных судимостей. Автомобилистам, которые подвергаются уголовному преследованию или имеют более трех неоплаченных штрафов за нарушение ПДД, запретят работать в такси.
Помимо этого, закон обяжет службы хранить данные о перевозках на российских серверах, а также открывать дополнительные представительства, если ежедневно в регионе заказы выполняют свыше 4 тыс. машин.
Документ вводит новые требования относительно внешнего вида автомобиля. Машины должны быть отмечены специальной схемой с элементами, расположенными в шахматном порядке. На крыше такси предлагается установить фонарь оранжевого цвета. В салоне необходимо разместить карточка с информацией о перевозчике и водителе.
Новый закон предполагает, что города федерального значения и граничащие с ними регионы смогут устанавливать минимальный размер тарифа на поездку. В финальную версию документа не вошел запрет на иностранное владение агрегаторами такси, под который могли попасть сервисы «Яндекс».
Светофоры с новыми секциями
Также с начала марта 2023 года в ПДД официально узаконят применение световой секции для светофоров в виде силуэта пешехода/велосипедиста и стрелки с мигающим сигналом бело-лунного цвета. Такая секция предупреждает автомобилистов о том, что на пешеходном переходе, в направлении которого он поворачивает, включен сигнал светофора, разрешающий движение пешеходам/велосипедам. Такие светофоры уже можно встретить на дорогах, например, в Москве. Но пока местные власти до сих пор устанавливают их только на основании проведения эксперимента.
Электросамокаты пустят на край дороги
С 1 марта 2023 года вместе со вступлением в силу новой редакцией закона «О безопасности дорожного движения» будет дано официальное разрешение для электросамокатов любой массы ездить по правому краю проезжей части дорог.
При этом нужно будет соблюдать ряд условий: разрешение распространяется на граждан старше 14 лет; выезжать в крайнюю правую полосу можно будет только там, где максимальная скорость движения ограничена 60 км/ч; перемещаться можно будет со скоростью не более 25 км/ч.
Также им можно ездить там, где разрешено движение велосипедистов — а это, согласно ПДД, практически везде за исключением скоростных трасс. К примеру, велосипедистам сейчас можно ездить в правом ряду на дорогах общего пользования, по тротуарам и обочинам. Необходимости таким пользователям получать водительские права, изменения не предполагают.
Движение электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности можно будет регулировать специальными дорожными знаками.
Запрет парковаться на островках безопасности
С марта 2023 года в ПДД появится норма о запрете остановки и парковки на островках безопасности. Но эти изменения технические: штраф за парковку на «островке» — 500 рублей.
Дополнения нужны, чтобы определить, по какой статье КоАП водителей за это штрафовать. При этом заезжать и останавливаться на таких «островках» по-прежнему будет допустимо в случае вынужденной остановки или крайней необходимости: например, если срочно нужно убрать машину с места ДТП.
Новый дорожный знак для электромобилей и для парковки
С 1 марта в России появится новый дорожный знак: он обозначает зарядку для электромобилей.
Также изменятся знаки платной парковки и парковки для инвалидов. В первом случае к традиционной букве P добавят изображение монет Во втором — рядом с этой буквой появится стилизованное изображение инвалида-колясочника.
Штрафы можно будет оплатить через соцсеть
Пользователям «ВКонтакте» и «VK Мессенджер» теперь будут поступать оповещения о выплатах и пенсиях с «Госуслуг». В соцсети также можно будет оплачивать штрафы ГИБДД. Об этом в Telegram-канале сообщила пресс-служба Минцифры РФ.
В соцсети можно будет оплачивать штрафы Госавтоинспекции через систему быстрых платежей. Постановления о нарушениях и соответствующие фотографии можно будет найти на «Госуслугах».
Для настройки оповещений нужно зайти в профиль на портале в раздел «Связанные аккаунты».
Ранее сообщалось, что электронная копия водительского удостоверения стала доступна в приложении «Госуслуги Авто».
По материалам открытых Интернет-источников.
***
фото: