Человек и общество

Сокровища каменского музея

В сентябре каменчане могут отметить сразу две даты, связанные с нашими родными местами, — 85-летний юбилей Ростовской области и 351-ю годовщину образования Каменска-Шахтинского. По давней традиции в День города помимо всех других массовых мероприятий проводится выставка работ местных мастеров-прикладников. Вязание, бисероплетение, резьба и роспись по дереву — эти направления сейчас представлены широко. Интересно, а какие из них можно считать пришедшими из славного прошлого донской земли?

В поисках ответа мы посетили Каменский музей декоративно-прикладного искусства и народного творчества, ведь его коллекции — настоящая сокровищница из более чем 33 тысяч предметов, хранящих дух не одной эпохи.

Надо сказать, что ремёсла на Дону были необычайно развиты. В каждой станице были свои бондари (мастера по изготовлению бочек), кузнецы и чеканщики, резчики по дереву, шорники, гончары и лозоплетельщики. Конечно, казаки с малых лет знали толк в оружии и верховой езде. Об особой любви наших предков к лошадям говорят множество предметов ухода за этими животными и элементов упряжи в коллекции музея. Большинство из них сохранились с XIX века. Один из уникальных экспонатов — кожаное седло, инкрустированное серебряными элементами, сделанное, как говорит клеймо, умелыми руками жителя х. Старой Станицы Сулимитина.

Более ранних образцов местного прикладного искусства немного — это, в основном, медная посуда, зато они очень ярко демонстрируют влияние Востока. Нередко казаки возвращались с военных кампаний с пленницами, которые после принятия православия становились их жёнами. Достаточно вспомнить самого известного донского литературного героя — Гришку Мелехова, которого, как и других «горбоносых, диковато-красивых» представителей рода Мелеховых, соседи называли турками, потому что дед Григория привёз жену с Русско-турецкой войны.

Благодаря географическому положению, многочисленным военным походам казаков и тому, что на свободной земле находили приют изгнанники, яркой особенностью донских ремесёл стало влияние самых разных этносов и культур. Позже эта особенность укрепилась и стала мощным рычагом развития местных ремёсел.

Так, складни — «мобильные» иконы — сначала делались из дерева и были в большом почёте у старообрядцев. Когда эти предметы стали отливать из меди или её сплавов, складни стали массово изготовляться донскими мастерами. Как известно, в военном походе казаки не обходились без молитв, и складни, служившие разом и православными календарями, и иконами, были очень удобны. Пока их не стали делать по православным канонам, использование складней не приветствовалось, и тем не менее, у казаков эти святыни не только хранились, но и передавались из поколения в поколение.

В большом количестве сохранились предметы, изготовленные донскими мастерами для бытовых нужд. Это разнообразная керамика (крынки, кувшины, макитры, горшки и многое другое), мебель, сундуки и так далее. Несколько позже, с открытием содопоташного завода (ныне — стеклотарный завод), жители станицы Каменской стали пользоваться и местными стеклянными изделиями, некоторые из которых сохранились до наших дней. Иногда от умельцев прошлого доставались и крайне необычные предметы, как женская сумочка из серебра, обнаруженная в казачьем курене в районе Косоноговки в 2001 году.

Развивались на Дону и традиционные женские рукоделия. В возрасте семи лет девочка получала сундук, который должна была понемногу заполнять собственноручно изготовленными рушниками, одеждой для будущих детей и другим приданым. Свахи обращали внимание не только на семью, репутацию невесты, но и обязательно узнавали, насколько девушка хозяйственна. Вот юные казачки и старались, осваивая прядение, ткание, шитьё. В музее целые уголки куреня воссозданы с помощью оригинальных рушников, постельных принадлежностей, деталей детского приданого. К сожалению, оригинальной казачьей одежды не сохранилось, зато есть светская ротонда, некогда явно принадлежавшая станичнице из состоятельной семьи и иллюстрирующая веяние парижской моды времён французской кампании 1812-1814 годов.

Количество предметов в основном фонде каменского музея за последние 25 лет выросло в 18 раз. В этом есть большая заслуга горожан, передавших в музей семейные реликвии, среди которых было много прекрасных образцов местных ремёсел. Пополнению коллекций способствовали соседние хутора и станицы, а также — этот факт уже подзабыт — то, что в 1954-1957 годах наш город был центром Каменской области, в которую входили части современных Ростовской, Воронежской и Волгоградской областей.

Всё, внесённое в музей в виде предметов, сведений, исследований, возвращается людям сторицей и не только в виде экспозиций. Музей не раз помогал учёным и просто гражданам в служебных или личных делах. Во время возрождения донского казачества ознакомиться с предметами из фонда приезжали «со всех волостей». К экспозициям каменского музея обращались директор цирка на Цветном бульваре М. Ю. Никулин, артист и создатель частного музея В. И. Дерябкин, писатель В. Г. Родионов. Посещали его и потомки наших земляков, живущие за границей.

Предметы старины вдохновили многих современных мастеров, и уже в наше время в Каменске получили вторую жизнь традиционные донские ремёсла. Уже в пожилом возрасте редкое ремесло плетения кожаных изделий: нагаек, стеков, темляков, кнутов — освоил казак Владимир Ти-шаков. Помог друг — старый опытный шорник. К сожалению, Владимир Николаевич недавно ушёл из жизни, но его работы, довольно точно воспроизводящие творения былых времён, украшают коллекции музея.

Продолжает донские художественные традиции резчик по дереву Василий Иванович Байбарин, а часть его изделий проходит и через руки художников, дополняющие их росписью на сюжеты из произведений Шолохова и других литераторов, воспевавших наш край. В необычном ключе работает большой ценитель старины Николай Григорьевич Холодов, он увлекается чеканкой и даже мастерит из металла иконы. Достаточно профессионально плетёт из лозы Владимир Анатольевич Сударкин.

Продвигают местные раритеты и женщины. На Дону получила большую известность прикладница Любовь Даниловна Носова и её посуда и сувениры из тыквы-горлянки. В старину ёмкости из этой бахчевой культуры назывались кубышками и использовались для хранения продуктов, а также денег. Сейчас Любовь Носова живёт под Ростовом-на-Дону, а впервые она познакомилась с народным промыслом в Каменском музее декоративно-прикладного искусства и народного творчества.

Eсть и другие таланты, в чьём творчестве возрождаются умения наших предков, но эта страница местного прикладного искусства ещё пишется, и традиции, несомненно, найдут отклик и в сердцах более молодого поколения.

***
фото: В коллекциях музея немало старинных предметов;Дети — всегда желанные гости музея.;Расписные кубышки из тыквы.

Метки: #история, #культура