Счетная палата обнаружила, что молодые семьи, стоящие в очереди на государственную жилищную субсидию получат ее только через 13 лет.
Право на госпомощь имеют супруги до 35 лет, обеспеченные квадратными метрами ниже нормы. В 2018-2020 годах 45,7 тыс. таких семей получили сумму равную 30-35% стоимости приобретённого жилья. Но намного больше, 84,4 тыс., выбыли из очереди, так как уже вышли из молодёжного возраста. Почему правильная программа превращается в профанацию?
Как пояснила заместитель главы администрации города — начальник отдела капитального строительства E. И. ЩEРБАКОВА, в 2021 году на переселение каменчан из аварийного жилья было выделено 71.7 млн рублей, из них областных -58.8 млн. Эти средства предназначались для 39 семей. Денежное возмещение получили 24 семьи, приобретено девять квартир. Субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составили 13,3 тысяч рублей, предназначенные для девяти граждан. Было приобретено девять квартир, передано семь из них (двое детей отказались от подписания договора).
Eсли коротко: денег на решение жилищных проблем государство тратит слишком мало, а льготных категорий очень много. В законах и постановлениях РФ господдержка в обзаведении домом или квартирой обещана 140 категориям граждан — от переселенцев с Крайнего Севера до таможенников и прокуроров. Федеральный бюджет в основном финансирует и софинансирует свои обязательства в рамках одной госпрограммы. И получается ситуация, называемая «тришкин кафтан».
Приоритеты в жилищной политике в последнее время сместились на расселение аварийных домов, а значит, для остальных категорий средств не остаётся. И заявки на субсидии молодым семьям в 2020 г, поданным Счётной палаты, главный бюджет страны удовлетворил всего на 13%.
Молодёжные жилищные субсидии помогают внести первый ипотечный взнос людям, которые уже начали зарабатывать, но в силу возраста не успели накопить сбережения на первоначальный взнос. Решив квартирный вопрос, супруги быстрее обзаводятся детьми и работают более производительно. Но российская практика субсидирования молодых семей в нынешнем виде больше обеспечивает работой чиновников, ведущих учёт очередников, чем сами семьи. Особенно хорошо это видно по контрасту с материнским капиталом, который выплачивается без задержки и используется в основном как раз на решение жилищных проблем. Eжегодно улучшают жилищные условия более 600 тыс. семей — получателей маткапитала — в 40 раз больше, чем по программе субсидирования.
Государству давно пора скоординировать разные программы, адресованные молодёжи. Нужно финансировать субсидирование покупки жилья в соответствии с реальной потребностью и/или ввести критерии адресности, обеспечивающие господдержку наиболее нуждающимся молодым семьям. Решение будет выработать непросто. Но его необходимо принять в таком формате, чтобы, встав в очередь на субсидию, семья могла справить новоселье не позднее чем через 3-5 лет. И тратить годы своей жизни на воспитание детей, а не на ожидание собственного угла.
***
фото: