Человек и общество

«Мусорное» законодательство на бумаге и на практике

Осенний листопад и традиционные для этого времени года работы по уборке дворов, гаражей и сараев заполнили контейнерные площадки города соответствующими отходами, а также снова подняли тему вывоза листвы, а заодно и содержания мест накопления мусора.

Темы не новы, и всё же по поводу той же листвы предостаточно споров. Обязан ли региональный оператор вывозить её в рамках тарифа? Это зависит от того, считать ли листву твёрдыми коммунальными отходами. С одной стороны, есть письмо Минстроя от 18 мая 2018 г №22270-МП/06, где сказано, что «отходы, образующиеся при уборке территории городских и сельских поселений, относятся к твердым коммунальным отходам. Соответственно, их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональными операторами».

С другой, есть письмо Минприроды от 11 октября 2019 г. №08-25-53/2480, где говорится, что отходы, образующиеся в процессе содержания зеленых насаждений (ветки, листва, древесные остатки), не являются ТКО, так как образуются вне жилых помещений.

При этом зачастую в разных регионах по-разному складывается практика. Министерство ЖКХ Ростовской области несколько недель назад опубликовало разъяснения о том, что вывоз растительных отходов ведётся в рамках отдельных договоров с соответствующими организациями. Eсли речь идёт о многоквартирном доме — похлопотать о договоре должна управляющая организация, частник решает вопрос самостоятельно.

Однако представители нашего оператора ООО «Экострой-Дон», бывая в Каменске, не раз заявляли, что компактно упакованные листья и даже ветки в связках длиной 30-50 см будут вывозить в рамках тарифа. На данный момент обещание, похоже, подзабыто: мешки с листвой, если и вывозятся, то неоперативно.

Не утихает и полемика по содержанию контейнерных площадок. Как поясняет Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура в лице старшего помощника межрайонного природоохранного прокурора И. В. Науменко, в соответствии с п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства. В силу пп. «д (2)» п. 11 указанных Правил № 491 содержание общего имущества включает в себя работы по содержанию мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.

В Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ № 290 от 3.04.2021 г., входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Таким образом, обязанность по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, входящих в общедомовое имущество, лежит на лицах, осуществляющих управление многоквартирным домом.

Непринятие управляющей организацией мер по приведению в соответствие с требованиями законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, расположенного на земельном участке, включенном в состав общего имущества в многоквартирном доме, образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ.

Вроде бы всё написано понятно. А что на практике? В Каменске, например, не редкость ситуация, когда площадка находится на участке, не размежёванном в собственность МКД. Это даёт в руки управляющих организаций, не стремящихся взять площадку под своё крыло, дополнительный козырь. Более того, по некоторым данным, с межеванием в городе дела обстоят из рук вон плохо: полно участков, которые юридически вообще непонятно чьи. Местная исполнительная власть не раз признавала: будь с межеванием всё в порядке, многие вопросы было бы легче сдвинуть с места, но в силу небогатого бюджета решение проблемы откладывается.

Интересен и такой момент. Eсли при современной застройке каждому МКД отводится своя площадка (так и произошло с относительно новыми каменскими домами, например, комплексом «Покровский»), то в большинстве случаев объектом пользуются и жильцы МКД разных форм управления, и частники. В законодательстве чётких указаний о действиях в таких случаях нет.

Кстати, 12 ноября этого года во время рабочего совещания в Каменске, когда речь зашла о приобретении экобоксов, губернатор В. Ю. Голубев первым делом спросил, требуется ли межевание для установки площадок такого типа. И тот факт, что межевание не нужно, дал возможность запланировать покупку уже на будущий год, не продираясь через бесконечные дебри оформления документов. Таким образом, 155 современных площадок обещают стать для нашего города примером относительно недорогого и реального к воплощению на практике решения. Увы, о многом из того, что предлагают нам законы, мы пока не можем сказать того же.

Согласно п. п. 3, 4 СанПиН 2.1.3684-21 (вступили в силу 1 марта 2021 года) на территориях городских и сельских поселений (далее — населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее — ТКО).

Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, должны иметь подъездной путь, твердое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

По информации Ростовской межрайонной природоохранной прокуратуры.

В соответствии с п. п. 5, 6 СанПиН 2.1.3684-21 выбор места размещения контейнерной и (или) специальной площадки на территориях ведения гражданами садоводства и огородничества осуществляется владельцами контейнерной площадки в соответствии со схемой размещения контейнерных площадок, определяемой органами местного самоуправления.

Количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО.

В силу п. п. 8-10 СанПиН 2.1.3684-21 владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов.

По информации Ростовской межрайонной природоохранной прокуратуры.

***
фото: ул. Щаденко, 46.