От праздников, тем более, юбилеев, не стоит отказываться даже в самых тяжёлых жизненных ситуациях. 28 ноября 2021 года исполнилось 150 лет железной дороге, а именно — участку от Мичуринска (Козлова) до станции Шахтной, а также станции Лихой. В связи с этим в микрорайоне Лиховском пройдут мероприятия в рамках ограничений с соблюдением требований Роспотребнадзора и губернатора Ростовской области. Также выпущена книга по истории железной дороги в целом и конкретно — развитию Лихой. Предлагаем читателям краткий исторический материал, который стал основой для публикации книги.
В 1871 году, 28 ноября, была основана станция Лихая. В те годы на этом месте было всего-то с десяток-полтора домов. А вокруг — богатые зерном и углём донские степи.
И вот в середине XIX века профессор Мельников разработал проект развития сети рельсовых путей в центре России. Первые железные дороги убедительно доказали их неоспоримое преимущество перед всеми другими видами транспорта. К 1851 году уже была сдана дорога Санкт-Петербург — Москва. В 1868 году паровозы мчали по пути Москва-Воронеж. В 1870 году появилось направление Москва — Курск — Жмеринка — Одесса.
Ну а в 1871 году были построены первые вёрсты и на нашей станции. Тогда это были всего лишь 71 километр между Лихой и Шахтной и 18 километров между Шахтной и Каменоломнями. К 1878 году была построена и введена в эксплуатацию ветка Лихая — Гуково. 1900 год ознаменовался сдачей в эксплуатацию нового участка на Восток до станции Морозовской. Таким образом был проложен путь на Царицын, а станция Лихая превратилась в первую узловую станцию на юге России.
За сутки из Лихой отправлялись два-три грузовых поезда. Буферные брусья и тормозные колодки в то время были из дерева, до станции Каменской они практически сгорали, и их приходилось менять. Главной тяговой силой были паровозы серии «ОВ» и даже такое чудо техники как паровоз серии «Ч» на деревянных подшипниках. От станции Мичуринск до Ростова, называемые в народе дешёвками, они доставляли пассажиров за неделю. Сегодня эти 600 километров современные поезда без труда преодолевают за 7-8 часов. Железные дороги дали мощный импульс развитию промышленности, сельского хозяйства, торговли. В Черноморские порты следовали составы с углём, зерном, другими товарами, которые экспортировались на мировой рынок.
Возрастающий грузовой поток нуждался в более экономичном и быстром транспорте. По мере развития народного хозяйства совершенствовался подвижной состав, развивалось путевое хозяйство, сокращались сроки доставки грузов и пассажиров, увеличивались объёмы перевозок. Из года в год улучшалась техническая оснащённость станций. В годы первых пятилеток в Лихой было построено паровозное депо, сооружались угольные эстакады, водоумягчители, подъёмные стойла паровозных депо. Строились служебные помещения, жилые дома, школы, больницы, Дом культуры. На станцию значительно возросла нагрузка по пропуску пассажирских поездов, обработке и формированию грузовых составов.
Но грянула война. Через станцию в сторону фронта потянулись воинские эшелоны. Лихая являлась важным объектом в обеспечении фронта, и фашисты прекрасно знали это. Поэтому немецкая авиация совершала ежедневные налёты на нашу станцию и прилегающие к ней коммуникации. Саму станцию и стратегические мосты через реку Северский Донец в Каменске и Белой Калитве фашисты бомбили по нескольку раз за день. Эти объекты от вражеской авиации защищали воины 16 артиллерийского полка. В память об их подвиге один из переулков микрорайона Лиховского назван в честь Зенитчиков.
21 октября 1941 года во время очередного налёта бомба попала в состав со взрывчатым веществом аммоналом, ожидавшим отправления на фронт. В результате колоссального взрыва многие железнодорожные сооружения были снесены по самый фундамент, горели и взрывались составы со снарядами и горючим, пылали дома посёлка, погибли многие работники узла и мирные жители.
Eщё продолжались бомбёжки, а железнодорожники уже начали восстанавливать пути и стрелки. Несмотря ни на что, лиховчане продолжали обеспечивать бесперебойное продвижение воинских эшелонов на передовую. С 19 июля 1942 года станция Лихая находилась на оккупированной территории. 13 февраля 1943 года Красная армия освободила станцию от оккупантов. Людей не хватало, но всё же незамедлительно были организованы работы по восстановлению разрушенного хозяйства.
Отступающие немецкие войска взорвали многие стрелочные переводы, нарушили железнодорожные пути. Приходилось искать уцелевшие детали, ремонтировать и собирать из них рабочие узлы. В короткие сроки через станцию было возобновлено продвижение составов с боеприпасами и живой силой для дальнейшего наступления Советской армии. За время войны при исполнении своего профессионального долга на станции Лихой погибло более восьмидесяти наших товарищей. Среди них — Берков, Прусаков, Пониделко, Стасенко и многие другие. Алексей Eгорович Лесников в мае 1945 года привёл в Берлин первый Советский поезд. А после войны всю жизнь проработал у нас на станции. В память о нём и подвиге многих других железнодорожников в Великой Отечественной войне 21 июля 2005 года его именем был назван локомотив. К 1946 году на станции были восстановлены вагонные замедлители Р-50, которые позже были заменены на более совершенные Т-50, а в наше время — на РНЗ. С 1947 года окончательно восстановленная станция начала развиваться. Взамен сгоревшему в годы войны деревянному вокзалу в Лихой был построен каменный островной.
Начало развиваться и модернизироваться путевое хозяйство. В начале 50-х годов было произведено удлинение парков приёма-отправки поездов. Знаменательным событием в жизни станции в начале 60-х годов стала замена стрелочных переводов с ручным управлением на электрические с внедрением электрической централизации стрелок и сигналов. Одновременно с этим от Ростова до Чертково на всём участке была внедрена электротяга поездов.
Вслед за развитием технического прогресса в 1978 году на станции Лихой был создан вычислительный центр, который позволил решать различные задачи автоматической системы управления сортировочной станции и всей хозяйственной деятельности узла. В 1987 году в ходе реконструкции была построена третья тормозная позиция и расширено здание компрессорной станции, за счёт чего были установлены два дополнительных компрессора производительностью 20 кубометров в минуту. В начале третьего тысячелетия в связи с обращением длинносоставных поездов остро назрела необходимость в путевом развитии станции. И вот в 2004 году были построены два приёмоотправочных пути длиной более 1050 метров для приёма и отправления грузовых составов всех направлений.
30 сентября 2006 года на станции Лихой электрифицированы пути отстоя электропоездов. Теперь они самостоятельно попадают в эту зону без отвлечения маневрового тепловоза. Очередным шагом вперёд можно считать автоматическую систему коммерческого осмотра поездов и вагонов. Система позволяет обеспечить электронный контроль над габаритами проходящих поездов, производить коммерческий осмотр перевозимых грузов, повысить безопасность работы персонала, увеличить пропускную способность станции.
Железнодорожная станция Лихая по итогам работы неоднократно становилась призёром отраслевых, дорожных и министерских соревнований среди предприятий сети железных дорог. 150 лет — срок немалый. Впереди нас ждут новые рубежи. Уже сегодня намечен план дальнейшего развития станции и всей дороги в целом. Какими бы грандиозными ни были эти планы, мы их реализуем. Потому что у нас надёжные, преданные своему делу люди.
По информации А. Б. ОСТАШКОВА, заместителя начальника ж/д станции Лихая по кадрам
***
фото: Торжественный пуск локомотива имени Лесникова. Фото Юрия ТАТАРЕНКО (2005 год).;