Совсем недавно мы радовались успеху Каменских школьников на федеральном конкурсе «Большая перемена», а немного позже пришла ещё одна хорошая новость — одним из победителей конкурса среди студентов стала каменчанка Маргарита Гончарова. Девушка прошла несколько этапов соревнований, вошла в число 600 студентов, боровшихся за победу в финале, который состоялся в Нижнем Новгороде. Ростовскую область в заключительном этапе конкурса представили 23 человека, и семь вошли в число 150 победителей конкурса. Чем же впечатлила жюри каменская студентка?
Маргарита через считанные месяцы получит диплом химика-технолога и, по всей видимости, войдёт в число выпускников, _ оставивших самый яркий след в жизни Каменского химико-механического техникума. Девушка не раз становилась победителем и призёром всероссийских олимпиад по химии, побеждала в международной Интернет-олимпиаде, выиграла Всероссийский творческий конкурс студентов «В мире науки», активно представляла свои разработки на научно-практических конференциях.
— Рита успевает не только хорошо учиться, но и участвовать во внеурочной деятельности, — говорит классный руководитель студентки Надежда Николаевна Капитанец. — Eй интересно всё: волонтёрство, экология, общественная жизнь. Причём, Рита часто сама инициирует различные акции и новшества.
Проект, с которым Маргарита начала своё участие в «Большой перемене», родился из целой системы изучения студентами переработки полимеров.
— Мы все видим, как остро сейчас стоит проблема мусора: его с каждым годом становится всё больше, а пластмассы разлагаются столетиями, — рассказывает преподаватель химии КХМТ Eлена Валентиновна Аверкиева. — Думаю, все жители города ждут, когда в Ростовской области вступит в реальную фазу процесс раздельного сбора и дальнейшей переработки отходов.
Маргарита Гончарова в своём проекте сосредоточилась на переработке полиэтилен-терефталата. Для тех, кто не столь успешен в химии, как наша героиня, поясним: это термопластик, самый распространённый представитель искусственных полиэфиров. Он широко применяется для изготовления различных ёмкостей, особенно бутылок. В химической лаборатории КХМТ был проведён ряд опытов, позволивших подробно расписать, как экологично переработать этот полимер.
Интересно, что Маргарита проявила не только знание химии, но и понимание производственных процессов. Она изучила примеры реальных производственных площадок, где перерабатываются полимеры, узнала подробности технологии, выяснила, какое оборудование нужно для запуска перерабатывающей линии. Более того, в проекте также расписан кадровый состав и даже посчитаны риски. Основной риск связан с поступлением сырья: если ненужный пластик будет не только сдаваться в ходе разовых акций, а постоянно вычленяться из общей массы отходов, то проект вполне жизнеспособен и может стать отправной точкой для появления в Каменске малого предприятия.
Позже для «Большой перемены» Маргарита Гончарова также разработала проект переработки отслуживших свой срок лопастей ветроустановок, а в полуфинале и финале конкурса столкнулась с принципиально другими испытаниями, с которыми тоже успешно справилась.
Так, в финале студентке предстояло обозначить проблему в развитии наставничества в профессиональной подготовке и предложить её решение. Оказалось, что разносторонней девушке близка и тема наставничества: ещё будучи первокурсницей она взялась помогать однокурсникам, которым нелегко давалась учёба, и отлично справляется с такой общественной нагрузкой по сей день.
— В наставничестве могут применяться модели «студент — студент» (старшекурсник помогает младшекурснику), «студент — преподаватель», а если речь идёт о предприятии, то «начинающий специалист — опытный специалист», — рассказывает Маргарита. — Я думаю, что сейчас у наставников нет достаточной мотивации, и решить эту проблему могут курсы, повышение квалификации, продвижение по службе там, где это возможно. На конкурсе «Большая перемена» была предложена перспективная идея развития движения наставников по аналогии с «Worldskills» («Ворлдскилз»- движение, миссия которого- повышение стандартов подготовки кадров. — Ред.). Наставникам могли бы присваивать квалификации на государственном уровне, как их присваивают преподавателям, например.
По итогам конкурса, Маргарита награждена сертификатом на сумму один миллион рублей. Это целевые средства, которые возможно потратить только на учёбу. Подробностей каменчан-ка пока не выясняла, но надеется, что сертификат поможет ей получить высшее образование в Москве, Казани (именно там находятся ведущие химико-технологические вузы) или другом городе. А получив диплом, Маргарита хотела бы сделать свои первые шаги в профессии на одной из площадок ФКП «Комбинат «Каменский», так как считает важной частью профессионального становления практику на предприятии, где при серьёзном отношении к накопленному опыту поощряется постоянный поиск новых путей развития производства. Кстати, на комбинате работает старшая сестра Маргариты, а раньше работала бабушка, так что династия будет продолжена и станет частью летописи Каменска.
— Мы очень рады, что у студентов есть стремление совершенствоваться в научно-практической деятельности,- резюмировала заместитель директора по воспитательной работе Н. В. Войналович. -Инициативность, самообразование, творческий подход так же важны в профессиональном становлении, как и владение знаниями.
***
фото: