Война застала уже взрослого двадцатишестилетнего парня Николая Губского на Украине, в городе Сталино (ныне Донецк). В этот город он прибыл в командировку для оказания помощи жителям УССР по доставке различных грузов на строительстве фабрик и заводов.
Как опытного водителя Николая сразу же зачислили в автобатальон. И началась военная жизнь.
За все годы войны не один виток вокруг земного шара намотал Николай Иванович на своей малотонной ласточке-полуторке, перемесил колесами и лопатой несчетное количество кубометров как российской, так и заграничной липкой грязи (порой по колеса), перевез он тысячи красноармейцев и сотни тонн грузов. Многократно своим умением быстро и ловко уходить от снарядов и бомб спасал многие жизни, когда перевозил бойцов к передовой или в госпиталь, выполнял сложные рейсы по доставке необходимых для военного дела грузов.
Многие годы спустя фронтовики благодарили в письмах бравого водителя, а некоторые стали его друзьями. Одним из таких был сержант В. С. Онищенко, которому Николай Иванович спас жизнь, вовремя доставив в госпиталь.
Иногда Николай Иванович рассказывал о фронтовых буднях, о разных случаях. Когда наша армия шла в наступление, совершая ускоренный походный марш, солдаты и офицеры, в основном, передвигались на грузовых автомашинах, зачастую цепляя за фаркоп артиллерийское орудие. Сколько таких грузов перевозил Николай Губский — никто не подсчитывал, только водитель знал, чего стоило ему быстро, вовремя доставить к линии фронта боеприпасы и подкрепление. Выжимая из своих машин всю мощь лошадиных сил, они обеспечивали под градом пуль и снарядов успех военных операций.
Один из опасных рейсов чуть не стал последним в его жизни. Eго полуторка была «под завязку» загружена снарядами для пушек, груз очень ждали на переднем крае, где немецкие автоматчики прорывались из окружения. На половине пути машину Николая заметил один из фашистских летчиков. Тяжелый, загруженный бомбами «Юнкерс» лег в пике и с невероятно раздирающим слух и душу воем ринулся на одинокую полуторку. Немного не долетев до машины, сбросил бомбы, но не попал. Однако фашистский стервятник не успокоился и начал упорно обрабатывать бомбами одинокий грузовик.
Николай Иванович, слыша бешеный вой бомбардировщика, обливался потом от страха, но не терял контроля над движением, стараясь увернуться от смертоносного попадания. Круто поворачивая влево-вправо, тормозя или резко набирая скорость, он выполнял своеобразный спасительный для жизни маневр, один за другим. И неизвестно, как бы окончился неравный поединок, если бы на пути не показался лес, где удалось укрыться. Заехав в густой лес, Николай Иванович с облегчением вздохнул и, обняв в изнеможении баранку, уронил голову на вытянутые руки. Шум от немецкого самолета еще долго звучал в ушах.
Тем не менее, Николай Губский доставил боеприпасы на передний край вовремя, как раз пушкари загнали в стволы орудий последние снаряды и готовили связки гранат, чтобы ценой своей жизни не пропустить на боевые позиции немецкие танки.
Перебирая документы военного шофера, видишь, что воевал Николай Иванович на Втором и Третьем Украинских фронтах, имеет награды за взятие Вены и Будапешта, награжден орденом Красной Звезды и Благодарностью Верховного главнокомандующего. Последние две награды он получил за смекалку и сообразительность. А дело было так.
Изгнав фашистскую нечисть с русской земли, советские войска шли на запад, освобождая города и села многих порабощенных немецким игом стран. На подступах к Вене, в Австрии, на реке Раба был небольшой мост, который оказался притопленным. Продвижение наступающих колонн Третьего Украинского фронта казалось невозможным, у берега собралось большое количество техники и солдат. Что делать?
Однако у русских порой все решает народная смекалка, которая помогает найти выход из любой ситуации. Замеряв шестом глубину покрытия водой моста, Николай Иванович решил проявить инициативу. Губский снял со своего ЗИС-5 натяжной ремень вентилятора, генератора, зашпаклевал сапун и другие места проникновения воды в двигатель и осторожно переехал мост. Eго примеру последовали другие водители, войска снова пошли потоком, и в скором времени были взяты города Шапрон, Чарна, Сомбатель, Шервав, Каливов, Кесерг и другие.
Демобилизовавшись, Николай Иванович возвратился в свой родной Каменск и до конца своих дней крутил баранки самых разных грузовых автомобилей. Более десяти лет работал на стеклотарном заводе, потом, с 1956 года, трудился водителем первого класса в строительном тресте №10, который впоследствии был реорганизован в АТБ №7
На постаменте у центральных ворот бывшей автоколонны №1516 стоит копия того самого ЗИС-5, на котором прошел всю войну покойный ныне водитель Н. И. Губский. Хочется верить, что потомки не забудут подвиг военных шоферов и будут гордиться ими всегда.
***
фото: