(из цикла «Письмо с фронта»)
В годы Великой Отечественной войны были песни не только героического склада, зовущие на бой, но и лирические, в драматургии которых пряталось святое симоновское — «Жди меня, и я вернусь». Это были песни, по форме напоминающие письмо с фронта.
Сегодня у нас пойдёт разговор о песне, которая по глубине чувств и по своей красоте не только не уступает, но даже в чём-то превосходит многие песни из цикла «Письмо с фронта». Начиная с сорок третьего года, когда эта песня родилась, её полюбили и в солдатских окопах, и в глубоком тылу нашей необъятной Родины. А после окончания Великой Отечественной войны она стала известна и в других странах Eвропы.
Когда сразу после окончания войны наш Краснознаменный ансамбль выехал на гастроли в Финляндию, то довелось ему выступать в самом большом зале Хельсинки. Финны — народ, сдержанный на чувства, и поэтому первые номера программы принимались публикой прохладно. Но вот на сцену вышел солист ансамбля Георгий Павлович Виноградов и своим прекрасным голосом исполнил эту самую песню. После её исполнения наступила мертвая тишина, которую нарушали только всхлипывания и рыдания женщин. И вдруг зал буквально взорвался от аплодисментов. Это был настоящий шквал, и артиста не отпускали минут десять. После концерта их министр, то ли культуры, то ли просвещения сказал следующее: «Вы победили нас в этой войне силой своего оружия, а сегодня — победили нас силой своей культуры и искусства». Да, весьма ценное признание! Безусловно, оно было адресовано героине нашего сегодняшнего разговора. Что же это за песня такая? А речь у нас идёт о песне «Тёмная ночь» из кинофильма «Два бойца». Она и сейчас никого не оставляет равнодушным и часто звучит по радио. А что говорить о том времени! Да, это одна из самых любимых песен Великой Отечественной войны. Eё авторы: композитор Никита Богословский и поэт Владимир Агатов. Многие люди старшего поколения помнят эту песню и фильм «Два бойца». Он о фронтовой дружбе однополчан. Роли главных героев кинокартины сыграли самые популярные артисты того времени Борис Андреев и Марк Бернес. И вот там был один эпизод в землянке, где герой Марка Бернеса исполняет песню «Тёмная ночь» под гитару. Следует заметить, что всё действие фильма идет под фонограмму симфонического оркестра, но режиссёр ощущал, что для усиления драматурги, для раскрытия внутреннего состояния героя нужна была песня. И тогда он обратился к композитору Никите Богословскому.
Никита Владимирович, как известно, мастер своего дела и к тому же прекрасный мелодист. В один присест, как говорится, он сочинил мотив будущей песни, но нужен был текст. А где в те времена, да ещё и в Ташкенте (там снимался фильм) можно было найти профессионального поэта? Одних уж нет, другие уж далече. И помог господин случай. Внезапно приехал с фронта, на побывку поэт Владимир Агатов — повидать жену и сынишку. И надо же было такому случиться, что его на вокзале случайно увидел режиссёр кинокартины. Это тот самый случай, про который говорят: «Надо появиться в нужном месте, в нужное время». Агатову не дали опомниться и прямо с вокзала повезли на киностудию, не дали даже повидаться с семьей. Но зато была создана (не побоюсь сказать) великая песня. Кто знает, может в этом было божье провиденье, ведь поэт, конечно же, рвался поскорей увидеть жену и сына, и может быть это его душевное состояние и воплотилось в песне. За это ему низкий поклон. А песня до сих пор жива и будет ещё долго волновать людей своей правдивостью чувств и необыкновенным лиризмом. Судите сами.
Тёмная ночь, топко пули свистят по степи,
Только ветер гудит в проводах, тускло звёзды мерцают,
В тёмную ночь, ты, любимая,
знаю, не спишь
И у детской кроватки тайком
ты слезу утираешь.
Как я люблю глубину твоих ласковых глаз,
Как я хочу к ним прижаться сейчас губами.
Тёмная ночь, разделяет, любимая, нас,
И тревожная чёрная степь
пролегла между нами.
Верю в тебя, дорогую подругу мою,
Эта вера от пули меня тёмной ночью хранила.
Радостно мне, я спокоен
в смертельном бою,
Знаю, встретишь с любовью меня,
Чтоб со мной ни случилось.
Смерть не страшна, с ней
не раз мы встречались в степи,
Вот и теперь надо мною она кружится…
Ты меня ждёшь и у детской
кроватки не спишь,
И поэтому, знаю, со мной ничего
не случится!
Как вы думаете, почему «Тёмная ночь» стала всенародно любимой песней, к тому же идеальным образцом песни из цикла «Письмо с фронта» так же, как легендарная «Землянка». А всё дело в том, что те песни, которые сочинялись на злобу дня, как говорят на текущий момент, написанные в патриотическом ключе: здесь и гвардейские песни — марши о родах войск и несокрушимой их мощи, о предметах солдатского быта и т. д. Они, эти песни окончили в своё время честную солдатскую службу, тихо вышли в отставку, но в песенной антологии Великой Отечественной остались востребованными песни совсем не громкие, скорее лирического склада, адресованные родным и близким в тыл, а также тебе лично. Их мелодии и слова звучат в тебе, они становятся твоими и потому они были так желанными у наших дедов и отцов, фронтовиков и стали любимыми у следующих поколений людей. Вот эта ниточка, связывающая фронт и родной дом, оказалась самой чуткой струной, на которой звучали лучшие песни Великой Отечественной войны. А как они нужны были там, на передовой, и в перерывах между боями вновь вспомнить жён, родных, любимых, товарищей, погибших в бою.
Когда в конце 80-х годов я на Всесоюзном радио открыл рубрику «Муза, опалённая войной», то в её адрес стали поступать письма от ветеранов войны, а также от их родных. В моём творческом багаже до сих пор хранятся письма, на мой взгляд, весьма интересные. Сейчас, когда читаешь эти письма, то слышишь как бы эхо тех далёких дней — эхо Великой Отечественной войны, прилетевшее до нас через многие десятилетия. Да, читая их, невольно мысленно переносишься в то суровое время и становишься как бы участником тех событий, зримо представляешь себе блиндаж или землянку, где воины расположились на ящиках от снарядов, и ведут неспешные разговоры. О чём? Да всё о том же — о семье, о любимых женщинах, о детях. А кое-кто химическим карандашом выводит домашний адрес на письме-треугольнике. А как ждали эти письма в тылу, сколько в них было любви и нежности. Вот, к примеру, строчки из письма Алексея Шматова, воина 140 Сибирской дивизии. Строчки, прилетевшие прямо с войны: «Целую сердечно милую жёнушку и славных малышей: Серёжу и Светланочку. Твои рисунки, Серёжа, на которых нарисован папа, едущий с фронта на ёлку, я получил и очень-очень тебе благодарен. Милый Серёжа, твой папа снова не приедет на ёлку, потому что мы ещё не всех злых фашистов прогнали, но скоро мы их перебьём, и тогда папа приедет домой и привезёт Серёже много хороших подарков. Светланочка, получил твою фотокарточку. Какая ты стала большая и красивая. Ждите папу с победой. Остаюсь добивать фашистов. Светланочка, вчера хотел отправить вам письмо, но пришлось отложить на один день. К нам неожиданно приехали артисты, хотелось посмотреть концерт, чтобы потом тебе рассказать. Они много пели, танцевали, играли на музыкальных инструментах. Но особенно мне понравилось выступление одной тёти, которая пела о своей дочке. Всем, кто был на концерте, эта песенка очень понравилась. Называется она «Дочурка». Мы просили певицу несколько раз её повторить. Я когда слушал эту песню, то заметил, что на лицах у некоторых моих товарищей-бойцов выступили слёзы, наверное, в это время каждый думал о своей дочке, о своей дочурке, так же как и я о тебе, Светланочка. А когда концерт окончился, многие стали переписывать слова из этой песенки, чтобы отправить их в письмах своим родным. Я тоже отправляю вам эти стихи, слова из этой песенки. Пусть мама их прочитает тебе вслух».
Злится вьюга всю ночь, не смолкая,
За окном замело все пути,
Ты в кроватке лежишь, дорогая,
Крепко мишку прижавши к груди.
Сон глаза твои смыкает,
А зима поёт в трубе,
Сколько радости мне доставляет,
Здесь на фронте мечтать о тебе!
Припев:
Любимая, далёкая
Дочурка черноокая!
Крепко мишку укрой,
Скоро кончится бой —
Твой отец вернётся домой.
На далёких походных привалах
И в суровых бессонных ночах,
Ты всегда предо мною вставала
С этим плюшевым мишкой в руках.
И ночною порою угрюмой
Становилось мне теплей.
Как приятно мне было подумать,
Что ты дремлешь в кроватке своей.
Я войду в эту комнату нашу,
И с улыбкой склонюсь над тобой.
Твои мягкие косы поглажу
Этой жёсткой солдатской рукой.
Детский сон твой не нарушу,
И тебя не разбужу.
Лишь всю ночь до утра, Танюша,
У кроватки твоей просижу…
Прошло много лет, когда письмо воина 140 сибирской дивизии Алексея Шматова попало на мой редакторский стол. Это был конец восьмидесятых годов. В это время я готовил в рубрике «Муза, опалённая войной» передачу об обороне нашей столицы. Известно, что активное участие в разгроме немецкий войск под Москвой принимали и воины-сибиряки. Вот почему мне письмо Шматова понадобилось для включения в свою очередную передачу. А как быть с песней «Дочурка»: ни автора слов, ни автора музыки я не знал? Поиски таинственной «Дочурки» я начал в Телерадиофонде Государственного Дома звукозаписи, где она пряталась среди двух с половиной миллионов записей. Не буду утомлять вас, дорогие читатели, ходом моих поисков. Скажу только, что «Дочурку» я нашёл. Но каково было моё удивление, когда в фонотечной карточке я прочитал, что автором слов является Николай Доризо — мой самый близкий друг. А мелодию песни сочинила неизвестная некая Розалия Гольдина. Поначалу я почувствовал то ли досаду, то ли обиду, и четыре дня не звонил своему другу. Казалось бы, я знал всё его творчество от А до Я. Каждый раз, приезжая ко мне, он привозил подарки: то ли это новые стихи напечатанные, то ли грампластинку, то ли записи песен на его стихи, песни из кинофильмов. Он скрыл от меня самое первое своё стихотворение «Дочурка», которое написал в 1942 году, «ещё мальчишкой». Тогда я погасил в своей душе обиду, посчитав её слишком мелочной, чтобы терять дружбу с таким выдающимся человеком, как поэт Николай Доризо. Позвонил ему, и мы встретились на нейтральной территории — в Доме литераторов. И он дал мне интервью с рассказом о том, как ему, не имея житейского опыта, удалось сочинить такое глубокое по содержанию стихотворение, как «Дочурка». Из этого интервью у меня получилась добротная статья, которую я назвал «Я чью-то грусть удочерил». Мне кажется, это одна из лучших моих работ как журналиста. Опубликована она 5 мая 2010 года в «Каменских вестях». Eё можно почитать в городской библиотеке, где она хранится. Эту статью можно найти и в Интернете. Она также называется «Я чью-то грусть удочерил». Думаю, что среди тысяч подписчиков газеты «Каменские вести», найдутся люди пытливые и любознательные, которые обязательно познакомятся с этой моей работой, узнают всё о легендарной дочурке.
***
фото: Кадр из фильма «Два бойца».