Тридцать три… как жар, горя!
Eсть в моей жизни места, которые для меня много значат. Одно из таких — 33-я, когда-то гимназия, когда-то железнодорожная по финансированию, когда-то просто городская средняя, обычная школа, потом «заброшенка» города Каменска. В этой школе больше полувека назад учился мой папа. Туда в первое мирное 1 сентября 1945 года он шёл с табуреткой в руках и в пальтишке, переделанном из солдатской шинели, поверх которой болталась матерчатая сумка с равно нарезанными газетными листами, на которых в первые школьные недели многие первоклассники и писали. Старинное здание школы расположено на соседней от нашего дома улице, и каждый раз, приезжая в Каменск, я приходила к нему «поздороваться», а перед отъездом «сказать до свидания».
Как к живому относилась я к этому зданию! Какая-то связь времён была в нем, оно многое повидало: пережило бомбежки и немецкую оккупацию, лихолетья гражданской войны и революции. В нём преподавали ещё гимназические учителя царской эпохи, оно многое помнит, так как школа располагалась в нем с 1870-х годов. Оно было «отправлено на пенсию» в начале 2000-х, но жизнь теплилась в нём, ведь в сторожке за дверью с синей облупившейся краской всегда сидел сторож, в сумерках в окошке с занавесочкой горел огонёк. Здание пустовало, но его охраняли от варварства и гибели… Так было всегда.
Этим летом я снова хотела прийти «поздороваться с этим немым свидетелем времён», но решила, что успеется — ведь стоит уже больше 20-ти лет в таком запустении, простоит ещё две недели. Вчера мы встретились, но я попрощалась навсегда. Школа сгорела в жутком пожаре, дым от которого ещё стелился по рухнувшим перекрытиям, и тлеющими оставались остатки деревянных межэтажных перекрытий и полов, по которым бегали больше 100 лет её ученики.
На этом месте, возможно, построят очередной гастроном или вовсе не построят и бросят зарастать бурьяном пустырь, «где дом снесенный вспыхнет кленом», а моя, точнее папина, 33-я школа останется в моей памяти, памяти её выпускников и памяти зрителей моего фильма «Незабвение павших», где мной снята эта школа, на которую с грустью смотрит уличный кот. Она останется в памяти как грустное, но светлое здание, всегда озарённое утренним южным солнцем Донецкой земли.
Прощай, один из моих личных символов Каменска, здание 33-й школы!
Eщё немножко сантиментов…
Вышли мы с сынишкой на вечернюю прогулку по центральному бульвару с безусловным названием Карла Маркса, некогда называемому Донецким проспектом. Всё такое привычное, родное, миллион раз исхоженное ногами и с колясками, это местный «бродвей», по которому всегда вечерами прогуливаются семьи с детьми, парочки под руку, бабушки нога в ногу, так же ходила и моя бабушка Анна Петровна Родионова. А 80 и 50 лет назад катала здесь же коляски с сынишкой и внуком, как и я теперь со своим сыном, её правнуком. Кстати, оба они родились под одним числом — 30 ноября.
И вот иду я проспектом под музыку, доносящуюся из динамиков на столбах, радио играет современную «попсу», как вдруг, около Горсада перед моими глазами предстала совершенно другая картина, и в голове прозвучали слова из песни «В городском саду играет духовой оркестр.». И ведь, и правда, раньше, папа рассказывал, в Горсаду работала танцплощадка, где под живую музыку местного духового оркестра вечерами они танцевали вальс и танго, в летнем кинотеатре крутили «Весну» и «Волгу-Волгу»… Не знаю, как там Волга, но Донец был такой чистый, что из него можно было воду пить.
Я встряхнула головой, словно избавляясь от путешествия во времени, и снова увидела людей, идущих по бульвару. Дойдут они до первого в городе памятника Ленину и развернуться назад, потому что на набережной, кроме клумб, нет ничего.
В Горсаду из трёх детских каруселей работают только двое — «петушка обещали вернуть» — заверила меня билетёрша, катающая деток за 150 рублей, не 5 минут, а «пока не надоест, пусть радуются», на танцплощадке плиты облупились и деформировались, музыка на ней давно не играет. Я взглянула на стационарный кинотеатр «Родина», что напротив юрсада, в котором я смотрела мультики в 1990-е годы, а в 2000-х покупала всякую бижутерию на ярмарках в фойе, стоит то ли недостроенный, то ли не доломанный, наглухо забитый забором.
Неожиданно меня встряхнул громкий лай бездомных собак, которые стаей живут на центральном проспекте, и мы с сынишкой под буханье динамиков вернулись домой в свой любимый дворик.
Анна РОДИОНОВА, кинооператор, режиссер, педагог, член Союза Кинематографистов РФ, член Гильдии кинооператоров СК РФ, член Гильдии неигрового кино и телевидения.
***
фото: Кадр из фильма «Незабвение павших».