В преддверии Дня работника торговли (в этом году он выпал на 24 июля) губернатор В. Ю. Голубев подписал распоряжение о присвоении почетного звания «Лучший работник торговли Дона» десяти представителям этой сферы Ростовской области. Приятно, что среди награждённых есть и каменчанин — предприниматель М. И. Чеботарь.
Возможно, самого Михаила Ильича знают немногие каменчане, но два его детища — сеть салонов оптики, первый из которых уже давно работает в районе рынка, и компания «Водомир» — хорошо известны, а их товары и услуги востребованы. Интересно, что оба бизнеса М. И. Чеботарь создал самостоятельно с нуля.
Михаилу Ильичу довелось попробовать себя в разных профессиях, даже заниматься пошивом форменной одежды для школьников. Работая на заводе мастером по настройке оборудования, сотрудничал с оптико-механическими предприятиями, так и появилась идея развить свой бизнес в этом направлении.
Салон оптики в районе рынка работает уже более 20 лет, и как и технологии, связанные с коррекцией зрения, за это время поднялся на несколько ступеней качества и широты предоставляемых услуг. Клиент может обратиться за мелким ремонтом или просто купить аксессуар, а может и получить очки «под ключ» — от консультации по подбору до готового изделия. В среднем, в день через салон проходят около 15 клиентов, из них шесть-семь заказывают очки.
Для клиентов за кадром остаётся огромная работа по лицензированию, обновлению оборудования, подготовке специалистов. А это процессы чрезвычайно интересные. Михаил Ильич имеет квалификацию оптика-техника и свой взгляд на подход к бизнесу. Он очень серьёзно относится к оснащению лаборатории и вкладывает значительные средства в приобретение оборудования, часто сам работает над изготовлением очков и не боится быть непохожим на коллег-конкурентов.
Люди, которым требуются более или менее редкие линзы, знают, что обычно салоны оптики заказывают их под конкретного клиента, поэтому от заказа до получения очков может пройти несколько рабочих дней. Михаил Ильич одним из первых стал создавать склад готовых линз и хотя сейчас его склад — самый большой в Ростовской области, процесс его пополнения не прекращается. Кроме возможности коррекции зрения линзы отличаются по материалу, производителю (крупнейшие фирмы из Eвропы, Китая и др.) и другим параметрам. Михаил Ильич не скрывает: такой склад обошёлся недёшево, но считает свою тактику верной.
— Я давно уловил такую тенденцию: заказы делают не только каменчане, — рассказывает предприниматель. — К нам по разным делам приезжают люди из близлежащих хуторов, из других городов и районов севера области, им удобно, чтобы очки были изготовлены за час.
Бизнес по производству и продаже питьевой воды появился в 2009 году. Четырьмя годами ранее у Михаила Ильича появился внук. Чтобы узнать, какую воду лучше покупать для малыша, дедушка сдавал образцы на анализ, а заодно подмечал, как в других городах организована доставка воды на дом.
Любопытно, что только начиная работать на своих скважинах, Михаил Ильич едва не повторил распространённую ошибку — злоупотребление методом осмоса. Санитарный врач Н. В. Мухин подсказал, что такая тотальная очистка воды от микроэлементов делает её «мёртвой». Бедная солями вода, оставаясь при этом природным растворителем номер один, вымывает кальций, калий, магний и т. д. из организма.
Компания «Водомир» смогла найти золотую середину, предлагая мягкую, но не очищенную до состояния дистиллированной воду. Процесс очистки налажен так, что вода, прошедшая осмос, смешивается с исходной. Добавим ещё обеззараживание ультрафиолетом, некоторые другие тонкости и получим бренды питьевой воды, по достоинству оценённые даже самыми взыскательными потребителями. Некоторые из них не раз становились победителями конкурса «Сто лучших товаров Дона» и аналогичного всероссийского состязания.
У Михаила Чеботаря немало и наград за успешное ведение предпринимательской деятельности, к которым он относится без особого пиетета.
— Я думаю, что в бизнесе главное — ставить цель и идти к ней, — делится Михаил Ильич. — И ещё важно мечтать. Для меня мечта -это не автомобили и особняки, а по-настоящему интересное дело, чтобы стать за тот же станок для обработки очковых линз, поработать на современном оборудовании, выполнить что-то своими руками и в процессе найти свой секрет. И, конечно, важно, чтобы люди говорили тебе «спасибо»
— тогда и настроение хорошее, и идеи появляются, и бизнес не стоит на месте!
Звание «Лучший работник торговли Дона» было учреждено по решению донского губернатора в 2012 году для повышения престижности профессии и поощрения работников торговли, наиболее отличившихся и внесших значительный вклад в развитие отрасли.
Звание присваивается работникам торговли за достижение высоких результатов в труде, развитие торговой сети, совершенствование форм и методов торговли, подготовку кадров отрасли, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных и осуществляющих деятельность на территории Ростовской области.
В секторах торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения Донского региона формируется порядка 20% валового регионального продукта, зарегистрировано 87,4 тысячи хозяйствующих субъектов. По указанным видам деятельности по состоянию на начало года зарегистрировано около 78 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства, что составляет 46,8% от их общего количества в Ростовской области.
***
фото: М. И. Чеботарь