Человек и общество

В борьбе за чистую воду

22

В 1920-х годах комсомольский отряд во главе с легендарным героем романа Николая Островского Павлом Корчагиным в невероятно тяжёлых условиях разрухи, голода, холода, свирепствующей в то время холеры прокладывал на Украине в поселке Боярка Киевской области узкоколейку для снабжения городов молодой советской республики топливом. Спустя 46 лет я со своим коллегой водителем Н. И. Луганцевым побывал в подобной ситуации на той же Украине.

Поздней осенью 1966 года, получив командировочное удостоверение, деньги, сложив в балетку туалетные принадлежности, сменную одежонку и тормозок, я отправился на Украину. Назначен я был старшим автомобильного десанта — в то время самой большой пятитонной грузоподъёмности самосвальной техники МАЗ-205 в АТБ-7. В паре со своим товарищем Н. И. Луганцевым (светлая ему память) мы ехали в село Суходол Луганской области для срочной обваловки грунтом скважины питьевой воды, совсем недавно открытой геологами.

В то время ещё существовало государство СССР, так что не было никаких пропускных пунктов, паспортных проверок и таможенных служб. Оставив далеко позади станицу Гундоров-скую, проехав по улицам Донецка, мы пересекли так называемую границу РСФСР и УССР. На пути следования наши взоры привлекали высоко уходящие в небо терриконы породы шахты №2-бис, второй северной и ряда других. Порой даже не было слышно звука работающего дизельного двигателя из-за мощного гула шахтных вентиляторов, натружено выводящих их подземелья тяжёлый удушающий воздух, в том числе взрывоопасный газ метан.

Быстро проскочив этот участок, мы оказались на дороге, словно объятой справа и слева многокилометровыми вспаханными полями. Прокатившись некоторое время по ровной глади асфальтового покрытия, я и мой коллега к вечеру прибыли в пункт кратковременной дислокации, на место будущей работы. Опросив хозяев нескольких хат, мы стали на квартиру к 78-летней одинокой вдове Марии Фёдоровне. Как потом выяснилось, она русская, даже наша землячка, уроженка города Красный Сулин. А привёз её сюда суженый — симпатичный украинский хлопец Ванюша. Даже похоронив его, она так и осталась в этой маленькой деревушке.

Обосновавшись, мы с невероятной охотой и пылким рвением начали совершать ходки на скважину. Трудились без преувеличения, с утра и до вечера, в полтора-два раза перекрывая нормативное задание. Но вскоре наш страстный пыл был значительно охлаждён погодными условиями: под утро был морозец, а к обеду оттепель. Вокруг по деревне, а особенно в поле — непролазная грязь. Пришлось покупать сапоги, а то мы, словно на гулянку, ездили в начищенных до блеска ботиночках.

Наши мощные «МАЗы» в отсутствие бульдозера просто тонули в раскисшей чернозёмной почве, ревя на всю округу и выбрасывая огромные клубы чёрного дыма и заполоняя и без того пасмурное осенне-зимнее небо. Вода, почти доведённая до кипения под сильным давлением, вместе с паром, шипя, вылетала из-под крышки радиатора. Гребя передней балкой и днищем взбаламученную жижу, ползли, преодолевая километровое расстояние от погрузки до скважины. Довольно часто застревали. Тогда мы поочерёдно превращались в настоящих бурлаков. Перекинув через плечо конец троса с петлёй, тягали по оттаявшему полю, подцепив за буфер машины, вытаскивали друг друга. Приходилось и нарушать технику безопасности, залезать скользкими сапогами на задний борт при поднятом кузове. Через каждые 4-5 рейсов вручную лопатой чистили кузов. Так, намучившись за день, до предела уставшие, сбросив грязную одежду, порой не ужиная, падали на кровать.

Однажды на объекте произошла авария. На месте погрузки машинист экскаватора не успел насыпать бруствер. Я сдавал задним ходом. Хотя и затормозил, как обычно, значительно раньше, но машина ввиду скользоты юзом свалилась в котлован, совершив, так сказать, воздушный полёт. К счастью, хоть и со ссадинами и повреждениями, синяками и ушибами, но я в «МАЗе» опустился на колёса. Окутав тросами и надев концы на зубья экскаватора, транспорт вызволили из «плена». Через два дня я со своим «летучим» железным конём был уже в трудоспособном боевом строю.

Мне как старшему ежедневно приходилось решать вопросы производственного и бытового характера. Когда начали крепчать морозы, требовался слив воды из системы охлаждения. А утром было необходимо залить горячей воды. Для двух машин примерно литров 80-90. А где взять? Глухая деревушка. Вся колхозная техника базировалась на центральной усадьбе в десяти километрах от села. Тогда было решено: ночью через определённое время поочерёдно вставать и прогревать машины.

Уж чем-чем, а соляркой мы были обеспечены. Приезжал к нам мастер УНР-119, «бен-дер» Коровянко, чтобы отметить ходки в товарно-транспортных накладных. Каждый раз обещал прислать нам бульдозер, но всегда выставлял причину-отговорку. То «дэтэшка» находится на ремонте, то бульдозерист болеет, или не на чем привезти… Просто поражался такому бесчувственному отношению к объекту. Казалось бы, из шкуры надо лезть для создания нормальных условий труда и досрочной сдачи скважины питьевой воды для страдающих земляков-украинцев.

Порой мне представлялось, что заказчик УНР-119 бросил в такую «дыру» на выживание, зная, что эти бойкие ребята, молодые кандидаты в члены КПСС, выдержат все трудности и невзгоды, найдут выход из самой сложной ситуации.

Сейчас, вспоминая годы юности в таких невероятно тяжёлых условиях, понимаю, что мы отдавали все силы, молодые годы, здоровье, равно как описывает в своей книге «Как закалялась сталь» Н. Островский. Именно на этой скважине берёт начало потеря былого здоровья. Впоследствии я стал инвалидом второй группы, а мой коллега ушёл в мир иной.

Но, несмотря на множество проблем, мы перевезли тысячи тонн грунта, и объект был сдан в срок. Украинцы начали потреблять чистейшую воду и уже не испытывали нехватку этого природного ресурса.

***
фото: А. Я. Анисимов (слева), супруги Нина Николаевна и Николай Иванович Луганцевы.