С 2020 года в России официально появился еще один профессиональный праздник – День работника скорой медицинской помощи, который отмечатся 28 апреля. Дата неслучайна – именно 28 апреля 1898 года в Москве появились первые организованные станции скорой медицинской помощи и первая пара карет для перевозки пациентов. С приходом пандемии в прошлом году на них легла еще большая нагрузка, сотрудники скорой без преувеличения оказались на передовой.
О том, как работает скорая в новых реалиях, которые длятся уже больше года, в преддверии профессионального праздника мы беседовали со старшим фельдшером отделения скорой медицинской помощи Каменского района Еленой Бабченковой.
– Елена Алексеевна, напомните читателям, сколько бригад скорой работает в отделении, какую территорию и населенные пункты они обслуживают?
– Согласно рекомендациям Минздрава, на одну бригаду скорой помощи приходится 10 тысяч населения. В Каменском районе на дежурство ежедневно заступают четыре бригады скорой медицинской помощи. Две бригады обслуживают поселки Глубокинского поселения и хутора Пиховкинского, Груциновского, Гусевского, Астаховского поселений – около 22 тысяч человек, одна бригада – поселок Чистоозерный и все населенные пункты Богдановского поселения – около 7 тысяч человек и еще одна бригада выезжает в хутора Старостаничного, Красновского, Малокаменского, Волченскоого, Калитвенского поселений, где в общем проживают более 19 тысяч человек. Согласно нормам скорая должна прибыть по вызову в течение 20 минут, но из-за территориальной протяженности и загруженности мы не всегда успеваем приехать быстро. Конечно, у нас разработана схема взаимодействия и взаимозаменяемости бригад.
Кроме обслуживания неотложных вызовов мы занимаемся транспортировкой больных в областные клиники для дальнейшего лечения, прохождения высокотехнологической медицинской помощи, консультаций специалистов, беременных и рожениц в перинатальный центр. Летом, когда роддом в Каменске закрывается на обработку, мы заняты транспортировкой рожениц в роддома Шахт, Новочеркасска или Белой Калитвы также согласно распоряжению областного минздрава.
– В случае когда больному требуется экстренная госпитализация, речь идет только о Центральной районной больнице?
– Все зависит от заболевания, состояния больного. Фельдшер принимает решение практически самостоятельно. Надо сказать, что большинство заболеваний касается патологии сердечнососудистой системы – инсульты, инфаркты. Так, при острой недостаточности мозгового кровообращения (подозрении на инсульт) мы привозим больного в специализированное неврологическое отделение в ЦГБ Каменска. Важно оказать помощь в течение первых часов. Пациенту проводят компьютерную томографию, и, если диагноз подтверждается, его госпитализируют в неврологическое отделение. То же в случае с диагнозом «острый коронарный синдром» (подозрение на инфаркт): при обращении фельдшер снимает кардиограмму и на основе ее данных оказывает неотложную помощь сразу же, в условиях скорой. Устанавливает внутривенный катетер и вводит тромболитики – препараты, препятствующие образованию тромбов. Тромболитическая терапия помогает избежать инфаркта. Затем больного транспортируем в кардиологическое отделение для лечения в Каменске. Если пациенту грамотно оказать помощь на догоспитальнном этапе, лечение будет успешнее в разы и качество жизни останется прежним.
– За последние годы парк машин скорой обновился, как это отразилось на качестве работы?
– Современные машины оснащены оборудованием на все случаи. Оно не простаивает. Пользуемся постоянно и кардиографами, и дефибриллятором, и аппаратом для искусственной вентиляции легких.
– Транспортная удаленность хуторов оказывает пациентам медвежью услугу – скорая добирается долго. Какой выход вы видите?
– Единственными и очень важными помощниками скорой сегодня выступают фельдшеры хуторских ФАПов. Они знают всех своих жителей, больных с хроническими заболеваниями, работают там с ними. В острых случаях пациенты обращаются к ним, фельдшер оценивает состояние больного, оказывает первую помощь и, если требуется госпитализация, вызывает бригаду. К сожалению, далеко не везде есть медработники, и соответственно, работа не ведется. Люди остаются необследованными, не обращаются вовремя, и, когда мы приезжаем на вызов, больной зачастую находится уже в критическом состоянии.
– Последний год для всей медицины и тем более для скорой очень сложный. И пока «оптимисты» утверждали, что ковида не существует, вы стали первыми, кто убедился в обратном. Как это происходило, что было самым сложным за последний год?
– Да, коронавирус внес свои коррективы в нашу работу. Первый заболевший появился весной в более-менее легкой форме. Мы присматривались, изучали саму болезнь, алгоритмы действий от минздрава. В мае-июне пандемия стала нарастать, и заболевшие появились среди сотрудников. Почти все переносили болезнь в тяжелой форме. Видимо, сказалась усталость от нагрузок, которые увеличились в разы. Первый же случай, когда сотрудница попала в реанимацию, долго выздоравливала, показал, что ковид не фейк, а очень коварное заболевание. Мы первые принимали удар, и не удивительно, что практически все за этот год переболели. Средства защиты есть, но вирус настолько агрессивен и коварен, что не всегда они спасают. Кроме того, пациенты и сами зачастую не знают, не предполагают, что у них ковид: вызывают по поводу хронических болезней, а мы видим симптомы ковида.
– Какие меры защиты вы применяете, выезжая на вызов?
– Маска, перчатки, костюм инфекциониста. Если нужно, костюм надевает и водитель. После перевозки больного ковидом машина проходит санитарную обработку. Это тоже занимает время.
– Много говорится о непредсказуемости коронавируса.
– В течение всего года мы изучаем эту болезнь, узнаем новое, меняем схему лечения. Фельдшеры скорой знают, что ухудшение может нарастать стремительно. Например, сегодня состояние больного довольно стабильное, сатурация в норме, а спустя несколько часов или на следующий день начинается одышка, сатурация падает, состояние критическое, и больного нужно срочно госпитализировать. Поэтому больные должны быть под наблюдением участкового врача, медсестры, и сами наблюдать за собой. Если вы заметили у себя симптомы простуды, вы можете получить предварительную консультацию, позвонив на горячую линию ЦРБ по номеру: 8-928-101-97-43. Вам скажут, куда нужно обратиться в первую очередь.
– Прививочная кампания идет с января, много людей уже переболели, и уже говорят о снижении заболеваемости. Так ли это?
– Нет, говорить о снижении рано, расслабляться не стоит точно. Каменский ковидный госпиталь заполнен. Сегодня, например, с утра мы везем в ковидный госпиталь в Миллерово пять больных, один из которых тяжелый. Надо продолжать соблюдать меры защиты и прививаться. Не игнорируйте эту пока единственную возможность. Болезнь коварная и отличается множеством осложнений.
Переболев сами, мы призываем наших жителей беречься и обязательно прививаться, особенно лицам группы риска с хроническими заболеваниями. Уже привились наши родные, и мы планируем привиться.
– Расскажите о коллективе отделения.
– В отделении скорой работают 17 фельдшеров, 12 диспетчеров и 16 водителей. Всего сформировано 16 выездных бригад скорой, в составе каждой фельдшер и водитель. Все наши фельдшеры имеют профильное медицинское образование, почти у всех высшая профессиональная категория и большой опыт работы. Каждые пять лет проходят курсы повышения квалификации. Большую помощь фельдшеру оказывают наши водители.
– Есть ли какие-то традиционно острые дни для скорой – праздники например?
– Невозможно угадать, как пройдет смена. Могут праздники пройти спокойно, а обычный день принести массу вызовов — так, что, выехав в начале смены, на базу возвращаешься только к ее концу, через 12 часов. Исключение – летние каникулы. Тут вызовов становиться гораздо больше. Дети попадают в ДТП на велосипедах и скутерах, получают травмы на воде или тепловые, солнечные удары. Хочется попросить родителей быть более внимательными к своим детям.
– Страшный сон фельдшера скорой?
– Пожалуй, такого нет, мы готовы к любой экстренной ситуации – травма, роды, острые состояния. Сразу концентрируемся, делаем все возможное. Самое главное для нас – не потерять пациента, сохранить жизнь, довести до приемного отделения. Конечно, пандемия стала для нас настоящим испытанием. Нагрузка увеличилась в разы, мы работали на пределе своих возможностей, сутками, на износ. Увеличилось число вызовов, усложнилась маршрутизация (определение пациента в конкретную больницу или отделение, которое сопровождается множеством консультаций узких специалистов или дополнительными обследованиям). График, по сути, не соблюдался, особенно осенью, когда начался резкий рост, мы сутками не уходили домой. Половина сотрудников болели, чтобы это компенсировать, привлекали фельдшеров ФАПов на замену. Спасибо им за помощь. Несмотря на огромные трудности, все равно мы выстояли. Я уверена, что все получилось, потому что на скорой работают те, кто предан своей профессии, своему делу. Со страниц газеты хочу поблагодарить сотрудников отделения, моих коллег, поздравить их с профессиональным праздником, пожелать здоровья им и их близким, счастья, силы духа и побольше спокойных смен.
И. КУНИЦКАЯ, газета «Земля».