Многие вопросы от читателей «Труда» связаны с работой пассажирского городского транспорта. Наш корреспондент переадресовал их генеральному директору АО «Каменское ПАТП» Г. А. ЕРМОЛЬЧЕНКО, заодно попросив его рассказать о положении дел на предприятии.
– Геннадий Александрович, каково состояние предприятия после пандемии? Помог ли беспроцентный кредит? Что было сделано на эти средства?
– Были некоторые убытки в прошлом году. Но кредит помог частично выровнять финансовую ситуацию. Это были целевые средства, над которыми со стороны банка осуществлялся строгий контроль. Деньги пошли на заявленные цели: мы сделали запас топлива, выплатили налоги, часть средств потратили на содержание территории. На эти деньги и на собственные средства полностью перекрыли ремонтные мастерские, поменяли старые окна на пластиковые, обновили крышу на мойке.
– Пассажиры жалуются на грязные автобусы – как внутри, так и снаружи. Расскажите, как часто моют транспорт?
– В конце смены обязательно моют, а также в межсменные перерывы успевают загнать автобус на мойку. Но вы же видите, какая погода была в прошлые недели – слякоть, грязь. При таких потоках людей, каждый из которых заносит грязь в салон, невозможно поддерживать идеальную чистоту. Водители больше всех заинтересованы в чистых салонах – они весь день на маршруте, им же самим приходится дышать этой пылью. Помимо этого продолжается санитарная обработка дезинфицирующими средствами – эти санитарные мероприятия никто не отменял.
– Принят закон о запрете высаживания безбилетных несовершеннолетних из общественного транспорта. Как будет строиться работа с водителями в этом направлении?
– Эта информация доводилось загодя до водителей, когда закон ещё даже не был принят, чтобы избегать конфликтных ситуаций. Сейчас, разумеется, тем более будем соблюдать законодательство. Уверен, что детей никто не будет трогать. Конечно, не хочется, чтобы это превратилось в систему, когда родители начнут отправлять подростков заведомо без денег.
– Не было ли больше жалоб на «стычки» водителей и льготников? Как решаются подобные инциденты?
– В последнее время таких ситуаций меньше, конфликты сглаживаются. Был период отмены льготных прав в прошлом году, действовал полтора месяца на время пандемии. Тем не менее, и в эти дни многие водители возили бесплатно. А жалобы если есть, то от одних и те же людей на одних и тех же водителей. Конкретный пример: льготник едет бесплатно, но везёт с собой крупногабаритный багаж, много баулов. Провоз такого багажа не предусмотрен Правилами пассажирских перевозок. Водитель один раз предупредил о недопущении такого в будущем. Отсюда конфликт, потому что ситуация повторяется: льготник продолжает ездить с огромным багажом. В последнее время нас услышали в администрации города, став рассматривать только те жалобы, которые поступают не анонимно. Как положено, указываются заказчик перевозок, исполнитель, заявитель, нарушитель. Бывало, что заявитель так и не являлся на встречу. Это тоже говорит о чём-то. Не исключаются ситуации, когда водитель реально не прав. Безнаказанным, поверьте, этот факт мы не оставляем.
– Как обстоит дело с перечислением субсидии за льготные категории граждан?
– Платят регулярно, но размер субсидии не меняется второй десяток лет! В месяц – 265 рублей за человека. Это окупает тринадцать поездок в месяц для одного льготника при нынешнем тарифе 20 рублей. Естественно, многие пользуются нашими услугами гораздо чаще. С каждым годом количество льготников падает, соответственно, уменьшается размер субсидии. Здесь и естественная убыль, и усложнение процедуры получения региональной льготы. Например, за один квартал мы теряем субсидии на 150 человек. Всего за то время, что я являюсь руководителем, их число упало с двенадцати до восьми тысяч человек.
– Хватает ли водителей, слесарей, механиков, административного персонала?
– На данный момент достаточно, предприятие укомплектовано. Но у многих работников предельный возраст, они трудятся уже будучи на пенсии, и в любой момент могут уйти. Тогда мы, конечно, начнём ощущать нехватку кадров. Я держу связь с директорами учебных заведений. Увы, желающих обучаться на категорию «D» не так много, то есть потенциального резерва практически нет. При том, что те, кто отработал на городском транспорте двадцать лет, имеют право на пять лет раньше выйти на пенсию.
– Достаточно ли единиц техники выходит на линии? Пополнился ли парк новыми автобусами?
– Автотранспорта у нас достаточно. В прошлом году мы защищали новые тарифы, и одним из условий было обновление автопарка. Купили две единицы «ПАЗ» на первичном рынке и один автобус большой вместимости на вторичном – очень комфортный, с кондиционером, оборудованный для маломобильных групп.
– Когда будет график движения автобусов по летнему расписанию?
– График плавающий, мы учитываем несколько факторов – и погоду, и даты церковных праздников. Пока речь об этом не велась.
– Новые рейсы «шестёрки» и «восьмёрки» – есть ли первые данные по пассажиропотоку? Насколько они востребованы и окупаемы?
– Эксперименты на этих маршрутах продолжаются. Два выходных подряд мы запускаем дополнительные рейсы по восьмому маршруту. Один раз перевезли 24 пассажира: десять в город и четырнадцать из города. «Платников» там практически не было. Но будем отслеживать ещё несколько недель. Не все пока привыкли, не все люди знают о новом рейсе. Будем надеяться, что поток пассажиров увеличится. Что касается «шестёрки», ввели утренний и вечерний рейсы с 11 марта. Да, ранее мы были вынуждены отменить дневные рейсы, так как водитель, бывало, ездил не просто вхолостую, а с убытком. Пассажиров не было совсем, не окупалось даже топливо. Пока отслеживаем наполняемость возвращённых рейсов. Хочется обратиться к каменчанам: давайте ездить по улице с двусторонним движением, то есть учитывать, что удобно должно быть не только вам, но и нам. Поймите: ради одного пассажира никто рейс не запустит.
– Речь о повышении тарифов пока не идёт?
– К сожалению, мы вынуждены думать об этом. Если получится защитить, то повышение составит от пяти до десяти процентов.
– Почему после шести часов вечера так проблематично уезжать? Многие учреждения работают до семи часов и дольше. Маршрутки в это время уже сходят с линии. Как решается этот вопрос?
– Боремся всеми силами с этим явлением. Воюем с водителями, но следить за каждым сложно. Лично я остаюсь на рабочем месте, наблюдаю – каждый заезжает в гараж вовремя. Но где он находится в вечерние часы – не проследишь. В ответ на это водители жалуются, что на остановках вечерами нет людей, но я знаю, что есть. Магазины, секции, бассейны, спорткомплексы работают допоздна. Поэтому будем продолжать бороться с этим явлением.
– Спасибо за беседу!
***
фото: Фото автора.