Человек и общество

Мусор преткновения

Реформа, получившая неофициальное название мусорной, была одной из самых обсуждаемых тем начала 2019 года. К концу 2019 интерес к ней стих, а в 2020 году и вовсе был вытеснен пандемией коронавирусной инфекции.

Надо сказать, что количество жалоб от населения действительно снизилось. В вопросах наладки механизма вывоза отходов мы так или иначе продвинулись: практически все физические и юридические лица заключили договоры с регоператором, увеличилось количество возчиков, в городе появились современные машины-мусоровозы. С другой стороны, главная проблема – горы мусора там, где их быть не должно, продолжают досаждать каменчанам и «съедать» бюджетные средства.

Остались и запутанные, спорные вопросы, которые становятся настоящим камнем преткновения при решении проблем благоустройства. На ушедшей неделе каменчанин пожаловался на то, что мешки со сметённой осенью листвой всё ещё стоят у баков. Возчик убеждён, что в его «фронт работ» смёт не входит, управляющая компания тоже не торопится заказывать вывоз этих мешков за отдельную плату. При этом в некоторых частях города, в отдалённых микрорайонах, например, такой проблемы нет – смёт, сложенный в мешки, вывозят вместе с мусором из баков.

Интересно, что говорит закон, который, как известно, един для всех? Оказывается, и с юридической точки зрения путаницы в этом вопросе хватает. С одной стороны, закон прямо относит к ТКО только отходы, образующиеся в пределах жилых помещений. С другой, Минстрой в письме от 25 сентября 2018 г. №43298-ОГ прямо указал, что при определении нормативов в составе ТКО учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории. Более того, согласно Федеральному классификатору каталога отходов уличный смёт относится к твёрдым коммунальным отходам.

В октябре 2019 года Минприроды России, оценив количество жалоб из разных регионов о конфликтах между УК (ТСЖ) и регоператорами, обнародовало письмо №08-25-53/24802 «О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО». В документе министерство сообщило, что отходы, образующиеся в процессе содержания зеленых насаждений (ветки, листва, древесные остатки), не являются ТКО, так как образуются вне жилых помещений. Здесь же сказано, что уличный смёт, образующийся при уборке придомовой территории, подлежит учету при определении нормативов накопления ТКО.

Справилось ли это письмо со своей задачей – чётко объяснить людям, кто вывозит и кто платит? В части того мусора, который сметают дворники, — не совсем. Согласитесь, уличный смёт, образующийся при уборке придомовой территории, часто состоит преимущественно из листвы. Неужели Минприроды ожидает, что дворники станут складывать растительный мусор отдельно от остального? Нарочно не придумаешь. При этом письмо министерства не является обязательным к исполнению нормативным актом и в данном случае носит рекомендательный характер.

Более того, есть судебные прецеденты, когда суд обязывал вывозить листву вместе с другим мусором от текущего содержания придомовой территории как учтённый при формировании нормативов накопления. Подчеркнём: ветви следует ломать или распиливать и формировать компактные связки, а листву складывать в мешки!

И наконец, представитель ООО «Экострой-Дон» К. Н. Гурьева публично сообщала, что порубочные ветви (фрагменты длиной 30-50 см) и смёт листвы региональный оператор считает входящими в тариф. В любом случае, если потребитель недоволен вывозом мусора, это работа оператора – узнать, в чём проблема и кто может её решить.

То ли в силу того, что территория будущего Красносулинского МЭОК, к которой относится Каменск, отличается большой площадью и некомпактностью объектов, то ли по каким-то другим причинам региональный оператор решает, в основном, глобальные вопросы реформы. И то не очень активно: МЭОК пока не построен. А более мелкие проблемы, вроде того, почему возчик не забрал несколько мешков смёта, тянутся месяцами. Видимо, оценить все плюсы реформы мы сможем нескоро.

***
фото: Во дворе дома по пр. Карла Маркса, 67. Фото автора.

Метки: #благоустройство, #жкх