Человек и общество

Задачи — прежние, условия — новые

15

Седьмой год в Каменске-Шахтинском располагается группа наблюдателей миссии ОБСЕ. Наблюдатели действуют согласно принципам прозрачности, объективности и беспристрастности, как это определяется мандатом, одобренным Постоянным советом ОБСЕ от 29 июля 2014 года о размещении наблюдателей на двух российских пунктах пропуска на российско-украинской границе. Миссия регулярно докладывает о ситуации на КПП «Гуково» и «Донецк», о перемещениях людей и транспорта через эти границы с Россией. С 15 ноября 2017 года её возглавляет главный наблюдатель, посол Дьёрдь Варга из Венгрии, за плечами которого – не один десяток лет дипломатической деятельности. В первые дни наступившего 2021 года он поделился с нашим корреспондентом итогами службы своих коллег.

– Господин Варга, каков на данный момент состав миссии? Были ли принципиальные изменения в работе наблюдателей?

– Наша команда сейчас – это 22 человека из пятнадцати стран – Армении, Беларуси, Боснии и Герцеговины, Болгарии, Венгрии, Франции, Киргизии, Молдовы, Греции, Грузии, Польши, Северной Македонии, Сербии, Таджикистана и Турции. Большинство наблюдателей – таможенники, военные, милиционеры. Состав периодически обновляется. Многие коллеги работают в ведомствах, которые не позволяют длительное отсутствие. Это связано с тем, что им нельзя терять практику, и страны не могут отправлять их надолго. Некоторые покидают миссию по своему желанию, продолжают работать в других миссиях или возвращаются на родину. Большинство хорошо говорят по-русски, знают регион. Мандат регулярно продлевается на четыре месяца. Нынешний действует до конца января, в ближайшие дни мы ждем продления мандата. Функции и задачи остались те же: мы только наблюдаем и фиксируем, что происходит на КПП. О результатах докладываем в Вену, не давая оценки и не анализируя происходящее. Они также доступны для широкой общественности, публикуются на вебсайте ОБСЕ.

– Как удается обеспечить главный принцип работы – беспристрастность?

– Мы стараемся, чтобы было представлено как можно больше представителей из 57 государств, входящих в ОБСЕ. Наша задача заключается не в том, чтобы выявлять нарушения или вмешиваться в работу органов на КПП. Она состоит лишь в том, чтобы наблюдать ситуацию, перемещения людей и транспорта. Мы докладываем через Вену, через наш центр, о том, что видели. Мы работаем на английском, позже переводчики переводят наши доклады на русский. Все 57 стран каждый вторник получают отчёт, который потом публикуется и на вебсайте ОБСЕ. Объективность и транспарентность остаются нашими главными критериями при составлении отчёта. И это обеспечивается за счёт того, что в команде наблюдателей есть представители из пятнадцати стран ОБСЕ. Например, на границе дежурит человек из Молдовы, и с ней вместе – коллега из Македонии. На другом пункте – люди из Греции и Франции. А отчёт будет делать человек из Киргизии. Есть так называемая «репортинг-тим» – команда, которая делает отчёты на основе полученных данных, тоже состоящая из граждан разных стран. Как главный наблюдатель я полностью контролирую и отвечаю за работу наблюдательной миссии.

– Появились ли в арсенале наблюдателей технические средства?

– Согласно условиям работы наблюдатели не могут пользоваться техническими средствами, такими как фотоаппараты, дроны, бинокли. Поэтому наше «орудие», так сказать, – это только наши глаза и уши. Никаких дополнительных технических средств нет. Что касается техники, в настоящее время мы проводим поэтапную замену автомобилей. Все они в эксплуатации более шести лет, пробег составляет 130 тысяч километров, они много работают. Уже заменена половина нашего «флота».

– Как менялся поток на границах в течение этого года?

– Что касается людского потока, то мы работаем на основе статистики пограничников, получая официальные данные каждую неделю. А движение грузовиков, автобусов, другие перемещения транспорта – это наша прерогатива. В связи с пандемией коронавируса с 18 марта 2020 года было ограничено перемещение людей через границу, поток значительно уменьшился. Например, в апреле фиксировалось не более двух тысяч человек в сутки. Для сравнения, до этого было одиннадцать-двенадцать тысяч в день. Сегодня это число составляет от семи до восьми тысяч человек на двух КПП. В 2020 году на двух КПП наблюдатели миссии ОБСЕ зафиксировали пересечение 43 649 грузовых автомобилей, 398 лиц в одежде армейского образца, 43 машины «скорой помощи», 14 похоронных фургонов, 5 конвоев и 2 463 929 лиц. Это данные до 28 декабря 2020 года, предоставленные пограничной службой РФ.

– Говоря о периоде 2020 года, нельзя обойти тему COVID-19. Как протекала работа в таких условиях?

– Мы столкнулись вместе со всем регионом с этой проблемой. В марте, когда в области еще не было зафиксировано случаев заражения, но в Москве они уже появились, наши коллеги понимали, что должны подготовиться к развитию событий. Человек, который покидает страну, и сам находится в опасности, и может заразить других. Я сразу же принял решение о введении ряда мер по смягчению последствий от коронавируса и остановил все перемещения, все поездки членов миссии ОБСЕ. Когда в марте коллеги возвращались из-за границы, они обязательно проходили через двухнедельную самоизоляцию, тестирование. С марта до августа никто не уезжал в отпуск. В условиях самоизоляции мы жили вместе со всем населением Каменска, находились только в месте проживания или на границе. Я запретил проведение больших совместных мероприятий. Если раньше мы отмечали дни рождения, другие события, то теперь их нет. Эти меры доказали свою эффективность: в нашей миссии не было случаев заражения – (на этих словах главный наблюдатель по русской традиции трижды стучит по дереву).

– Господин Варга, как люди справлялись с таким режимом?

– Члены миссии переживают вдвойне: когда находятся здесь, и за родных дома. Но коллеги очень дисциплинированны, все осознают свою ответственность. Многие из них – военные, таможенники, пограничники, понимают, что это такая же служба. Мы не могли терять людей, ведь если из строя выйдут даже тридцать процентов, на остальной части будет колоссальная нагрузка, увеличится и рабочее время.

– Сейчас одним из эффективных способов защиты от коронавируса называют внедрение вакцины. Планируют ли члены миссии прививаться?

– Мы видим, что в России с 5 декабря стартовала вакцинация людей из категорий риска – медиков, военных. После них, мы тоже, возможно, будем прививаться. Но это будет решено принимая во внимание следующие три фактора. Это рекомендации от России (получаем ли возможность на вакцинацию), от своей страны и от ОБСЕ. Поскольку это процедура необязательная, каждый сотрудник сам примет решение. Одно из требований к сотрудникам миссии – они должны быть здоровыми. Но, к сожалению, мы понимаем, что вакцинация дойдёт до нас не в ближайшее время, и что в первую очередь её получат те, кто находится в первых рядах борьбы с вирусом.

– Поделитесь, как срабатывали местные органы власти, городские службы, в которые Вы обращались?

– Ещё до «ковида» у нас сложились хорошие отношения с МВД, с городской больницей, с руководством города. Поддержку чувствуем и на уровне федерации, откуда мы получили приглашение, и на уровне Ростовской области, Представительства МИД в Ростове, и муниципалитета, где непосредственно находится наш офис. Очень важна для нас постоянная помощь сотрудников ДПС в сопровождении до КПП. Мы седьмой год ездим туда в любую погоду без аварий. Это и их заслуга. Большая благодарность городским медикам. Все мы люди, которые могут заболеть (я не имею в виду ковид). Увы, коллеги попадали в больницу, где так же, как и местные жители, получали лечение. Наша страховка покрывает расходы, но без доктора и медсестры – никуда. Я просил выделить средства из Вены для оказания символической помощи больнице, поскольку и мы сами постоянно обращаемся за помощью к местным докторам. Летом мы передали в дар более трёх тысяч комплектов первичных защитных костюмов для медиков. Также мы сотрудничали с «Роспотребнадзором» в качестве превентивной подготовки на кризис во время пандемии. Я вовремя посетил начальство, мы подготовились, решили, какие меры необходимо принять. Спасибо, что не было вопросов, проблем, которое оперативно не решило бы руководство города. Большое спасибо населению, которое уже седьмой год имеет опыт общения с нами, и всегда этот опыт был положительным.

– Когда мы знакомились несколько лет назад, вы делились впечатлениями от посещения парка «Лога» и выразили желание побывать в музее «Легенды СССР». Удалось ли это?

– Да, и мне очень понравилось. Качество предметов, организация выставки, её структура на высочайшем уровне. Я позиционировал бы этот музей выше, чем музей одного из городов области. Скорее, его уровень – это уровень регионального центра. Город может им гордиться. Старые машины, мотоциклы, интерьерные комнаты, предметы быта советской эпохи – поражает качество реставрации всего этого, особенно автомобилей. Видно, что работали специалисты.

– Досуг, выходные, праздники – как они проходят у наблюдателей? Как Вы встретили Новый год?

– Сейчас стараемся ограничивать контакты, но по-прежнему общаемся с коллегами только в небольших группах. В новогоднюю ночь лично я дежурю уже четвёртый год подряд. Если я здесь, пусть коллеги отдыхают. По моим наблюдениям, это дежурство между двумя годами проходит спокойно. Днём границу пересекают чаще, суета, подготовка. Но к вечеру движение спокойнее, полная тишина.

– В России и в ряде других стран постсоветского пространства 13 января отмечается Старый Новый год. Успели ли Вы перенять эту традицию?

– Для меня это четвёртый год в Каменске, до этого четыре года я работал в Москве, а ранее – в других странах, где есть такая же традиция. Я помню, когда посол России пригласил нас, послов других стран, отмечать Старый Новый год. Это хорошая традиция и возможность встретиться с коллегами. И сегодня я хочу поздравить всех жителей города с этим праздником. Никто не ожидал такого года, каким был 2020. Ковид был непредсказуемым, стало невозможно строить планы, что-то предвидеть. Он повлиял на настроения, на социальную сферу, экономику, на каждого из нас. Наблюдатели – не исключение. Я хочу пожелать всем нам, чтобы новый 2021 год был намного лучше прошедшего!

– Спасибо за беседу!

***
фото: Фото автора.