Хорошо это или плохо, но жалобы и вопросы, поступающие от каменчан через различные информационные каналы, не отличаются разнообразием. Яркий пример – обращение с отходами: сколько ни разъясняем порядок этого обращения, ни менталитет, ни свалки победить пока не удалось. А ещё каменчан беспокоят (и, как правило, вполне обоснованно) дороги, освещение города, оказание медицинских услуг, безопасность дорожного движения.
Кстати, до массового распространения сообществ и публичных страниц в соцсетях те же ДТП не всегда вызывали столь бурные отклики. Другое дело – когда в Интернете почти сразу появляются «красочные» фото и видео, это вызывает больше эмоций, чем текст, повествующий о событии.
Интересно, а что волновало каменчан в прошлые годы? Какие темы с изменением жизненных реалий навсегда ушли в прошлое? И остались ли темы «вечные»? В поисках ответов на эти вопросы мы пролистали подшивки нашей газеты.
Квартирный вопрос
Возьмём середину 90-х. Приметой времени можно назвать вопросы о деятельности компаний, позже признанных финансовыми пирамидами. На тот момент люди пытались вернуть свои кровные. Очень многие спрашивали о предоставлении жилья и продвижении очереди, просили пересмотреть их место в очереди. При общении главы администрации с гражданами в ходе приёмов или горячих линий эта тема держалась в числе лидеров. То же можно сказать и о всевозможных льготах и пособиях. Волновали людей скачки цен, очереди за хлебом, стоимость проезда.
Интересно, что две темы, бывшие больными для каменчан в 90-е, и сейчас время от времени всплывают в обсуждениях. Первая из них: жалобы на срывы рейсов городских автобусов и неважное обслуживание. По срывам рейсов речь идёт о маршрутах в отдалённые районы города и на сады, с которыми и сейчас не всегда всё гладко. Увы, главная проблема нашего здравоохранения – кадровый дефицит – тоже образовалась не сейчас.
А вот к успешно решённым вопросам можно отнести благоустройство парка им. Гагарина. Был период, когда горожан возмущал его одичавший вид: заросли, плохое освещение. Сейчас, парк, может, и не идеален, но далеко не заброшен.
Сравнивают, уточняют, разбираются
Берём более поздний период – начало нулевых. Главная тема обращений и возмущений людей – ЖКХ. Порядок предоставления услуг, тарифы и условия оплаты вызывают у людей множество вопросов. Люди сравнивают свои затраты с расходами знакомых в других городах, уточняют, пытаются разобраться. Не менее живой интерес каменчане проявляли к установке приборов учёта воды и газа в квартирах. Кстати, тема предоставления жилья к тому моменту ушла из перечня популярных, зато появилась тема приватизации и прав собственности на недвижимость.
В 90-е годы вопросы защиты прав потребителей каменчане почти не поднимали. Думаем, не от поголовной порядочности предпринимателей. К нулевым и многие вопросы этой сферы детализировали в законодательстве, и народ осознал, что на жуликов можно найти управу. Также в то время каменчан очень занимали правила торговли не в качестве постоянного занятия, а излишками с огорода, например.
По обращениям людей можно проследить, что торговля с земли, во дворах и просто «на коленке» постепенно вытеснилась временными и постоянными павильонами. Позже практически в каждом районе появились ярмарки, где следят не только за оборудованием мест торговли и вывозом мусора, но и даже за дизайном.
Также в начале нулевых появились первые звоночки по мусорной теме. Люди стали замечать, что отходов становится больше и даже возмущаться бесхозяйственностью земляков, несущих к контейнерам всё, что раньше так рачительно использовалось в хозяйстве.
Как ни грустно это сознавать, проблемы пассажироперевозок продолжают быть актуальной темой. Как и в 90-е, качественное сообщение не всегда есть с Южным, Шахтёрским и другими удалёнными от центра районами. Также многие жалобы и предложения в нулевые касались нашей ЦГБ. Кроме загруженности, очередей в поликлинике каменчане возмущались неприглядным состоянием зданий. Забегая вперёд, скажем, что в начале 2010-х ремонта дождались помещения сразу нескольких учреждений и отделений, не считая более мелких проектов. А вот поданное людьми предложение о строительстве у поликлиники ЦГБ дополнительного корпуса или пристройки так и не воплотилось в жизнь, хотя и медики, и городские власти не отказываются от этой идеи.
Настораживают реформа МВД и застройки
Наконец, возьмём 2010 год и, не полагаясь на память, пролистаем подшивку газеты. К нашему удивлению, очень эмоционально люди встретили реформу «от милиции – к полиции». И удивлялись, и иронизировали, а самое главное – настаивали на том, что надо менять эффективность работы, а не атрибутику. Появилось много вопросов от каменчан относительно строящихся объектов. Видимо, ранее досыта «хлебнув» соседства с алкомагазинами и заведениями, появление у дома коммерческого объекта воспринимали настороженно: «Уж не пивной ли магазин откроется?».
В этот период количество жалоб на мусорные навалы заметно больше, чем в самом начале третьего тысячелетия. Видимо, стало уходить поколение, которое до последнего придумывало, как использовать каждую дощечку. В этот же период каменчане стали больше внимания обращать на городские места отдыха и подавать идеи о том, какими хотели бы видеть парк Маяковского, пляж и т. д. Естественно, ухоженными, а ещё – предлагающими широкий спектр развлечений, пусть даже платных. Как известно, благоустройство общественных пространств и последующее сотрудничество с бизнесменами в Каменске появляется только сейчас.
К сожалению, и 10 лет назад проблем хватало у многострадальной ЦГБ. И если в материально-техническом обеспечении мы продвигаемся, то ни самоотверженный труд множества медиков, ни работа по привлечению молодёжи пока не вывели укомплектованность врачами на новый уровень. Да, многих удалось привлечь, выучить, сохранить, но и отток никуда не делся.
Что будет в списке самых задевающих за живое проблем через несколько лет? Поживём – увидим. Но то, что в обустройстве мест отдыха, упорядочении торговли, информировании в сфере права мы продвинулись, даёт надежду, что и другие проблемы если не уйдут, то хотя бы уменьшатся в масштабах.
***
фото: Ярмарка по ул. Желябова. Фото автора.