450-ЛEТИЮ ГОСУДАРСТВEННОГО СЛУЖEНИЯ ДОНСКОГО КАЗАЧEСТВА ПОСВЯЩАEТСЯ
У казаков обучение военному искусству начиналось с детства. Процесс прохождения пути воина начинался с младых ногтей и был смыслом жизни: родители знали, что если не привить ребенку хороших навыков, он погибнет в первом же бою.
В воспитании юных казачат принимала участие вся станица. Дети в свободное время играли в коллективные игры — «сражения», причем не только со сверстниками из других «краев», но и со старыми казаками. Те, в свою очередь, не видели ничего зазорного в участии в детских забавах, но во время игр показывали приемы построения, перестроения, коллективной защиты и нападения. А еще учили стрелять, скакать на коне, рубить шашкой и бороться.
Когда юноши становились военнообязанными, а затем принимали присягу, они должны были снарядиться на действительную военную службу — приобрести коня, снаряжение, обмундирование, холодное оружие. Во все существование Войска Донского это делалось полностью за счет казака. Снаряжение было весьма расходным делом — полный комплект «справы», к примеру в 1914 году, стоил по ценам того времени 300 рублей и равнялся двум годовым доходам среднего казачьего хозяйства. Войско выплачивало каждому казаку, отправляемому в полк, 100 рублей, что покрывало лишь третью часть затрат. Кстати, казаков из одного хутора и станицы обычно зачисляли в одну сотню, в результате чего они выходили на службу и как прекрасно подготовленные боевые единицы, и как сплоченная команда воинов.
Одна из особенностей состава казачьих полков заключалась в том, что чужих там не было — все свои. Все знали друг друга, и это давало не только крепкую спайку, но и заставляло каждого следить за собой, беречь свое имя и репутацию, не давать возможности опорочить свою станицу. К службе все относились серьезно, считая ее не бременем, а почетным долгом.
По материалам Южного научного центра РАН
Совместный выпуск правительства Ростовской области и нашей газеты
***
фото: Мальчик 4-х лет верхом на коне. 1880-е годы. Фото И. Болдырева. Архив Русского географического общества