На Дону

От семинарии до педагогического колледжа

23

В 2020 году в России отмечается 80-летний юбилей системы профессионально-технического образования. Профтехобразование — это система, цель которой дать человеку профессию. В связи с этим событием Каменский педагогический колледж подготовил цикл публикаций, который познакомит читателя с историей становления старейшего среднего профессионального учебного заведения на юге России.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

С 1946 по 1961 год педучилище возглавлял участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, Заслуженный учитель школы РСФСР Сергей Игнатьевич Сенин, преподаватель истории. Это был целеустремлённый, ответственный, принципиальный человек, прекрасный руководитель, посвятивший большую часть своей жизни педагогическому делу.

В 1961 году директором педучилища был назначен Николай Александрович Кокушкин, который руководил училищем по 1974 год (окончил Каменское педучилище в 1930 году, три года работал в начальной школе, а затем в 1937 году окончил Ростовский пединститут и начал работать в педагогическом училище, долгое время был завучем). Очень внимательный, корректный, глубоко порядочный человек, замечательный преподаватель психологии и педагогики Николай Александрович в управлении училищем вникал во все тонкости деятельности учебного заведения и педагогического коллектива, умел защитить и отстоять коллег в трудной ситуации, всячески поощрял инициативу и творчество своих сотрудников.

В 1967 году в Каменском педагогическом училище открывается физкультурное отделение, заведующим которого был назначен Александр Васильевич Богданов, преподаватель высшей квалификационной категории, Отличник народного образования. Основным жизненным принципом этого человека является вера в себя, трудолюбие и уважительное отношение к окружающим.

В 1968 году в училище открывается художественно-графическое отделение, заведующим которого был назначен компетентный опытный преподаватель, беззаветно преданный своему педагогическому и творческому призванию человек — Вячеслав Николаевич Кабаков.

Первыми преподавателями рисунка, живописи и композиции здесь работали талантливые педагоги: Н. И. Калашников — выпускник Ленинградского художественного училища, участник ВОВ, и В. И. Ряснов — выпускник Ростовского художественного училища имени М. Б. Грекова. В 1970 году по распределению в Каменск-Шахтинский прибыл выпускник Смоленского пединститута Ю. Н. Шелков, а в 1971 году — выпускник Курского пединститута В. Г. Шкалин, который и стал первым заведующим отделением.

В 1974 году директором педагогического училища был назначен Юрий Александрович Могилин, Отличник народного просвещения, Заслуженный учитель России, награжденный Орденом «За заслуги перед Отечеством» второй степени, ему присвоено учёное звание доцента. Юрий Александрович был многогранной личностью, человеком широкой души, живого сердца, обладал педагогическим и вокальным талантом, был прекрасным руководителем.

По итогам 1975-76 года педучилище награждено Почётной грамотой Министерства ВЛКСМ и ВЦСПС за организацию работы в летний период. За успехи в шефской работе комсомольская организация училища награждена вымпелом ГК ВЛКСМ «Активному участнику движения «Комсомол — сельской школе» и вымпелом ЦК ВЛКСМ «За успехи в коммунистическом воспитании молодежи».

В 1983-84 году училище заняло второе место на 2 Всероссийской выставке учебных и творческих работ учащихся и студентов педагогических заведений РСФСР в Москве; сборная по лёгкой атлетике завоевала кубок на спартакиаде учащихся ссузов; на всероссийских соревнованиях призовые места заняли сборная команда по гимнастике и женская сборная команда по волейболу.

С 1985 года Министерством народного образования СССР Каменское педагогическое училище было определено как базовое, а его художественно-графическое отделение (ХГО) стало возглавлять зональный методический кабинет, в который входило десять педагогических училищ, соответственно, имеющих ХГО. На должность заведующего методкабинетом была назначена Н. Н. Лобынцева. Выпускники ХГО становятся не только школьными учителями, но и профессиональными художниками, дизайнерами, архитекторами, реставраторами.

Одним из ярких руководителей и преподавателей ХГО являлась Рушания Миналиевна Миначева, которая отличалась аналитическим складом ума, прекрасными организаторскими способностями, она была тонким психологом, творческим, ищущим человеком, никогда не останавливающимся на достигнутом. Будучи оптимистичным, жизнерадостным человеком, Рушания Миналиевна всегда была готова прийти на помощь, дать добрый совет. Современное видение мира, креативное мышление способствовали тому, что она защитила кандидатскую диссертацию и сейчас, работая в высшей школе, продолжает вести активную научно-исследовательскую работу.

Более 40 лет художественно-графическое отделение готовит учителей рисования и черчения для основной школы. Большинство из них работают в школах области и города, в странах ближнего и дальнего зарубежья.

В этот период в училище работал замечательный педагог — преподаватель русского языка и литературы Иван Алексеевич Илюхин. В этом человеке удивительно гармонично сочетались такие качества, как требовательность и доброта, суровость и лёгкая ироничность. В своей работе он проявлял высокую степень профессионализма и творчества, за что приобрел заслуженную любовь студентов и уважение коллег. Долгое время Иван Алексеевич возглавлял отделение начальных классов. Он был глубоко предан нашему колледжу, ратовал за его успехи, откровенно переживал неудачи, что нашло отражение в его поэтическом творчестве.

С 1992 года согласно приказу Департамента образования педагогическое училище получило статус колледжа с правом реализации углубленных профессиональных программ повышенного уровня, дающий возможность выпускникам овладевать дополнительной специальностью.

В 1992 г. в колледже было открыто отделение заочного обучения, которое реализовывало специальность Преподавание в начальных классах. За время его работы подготовлено свыше1000 учителей начальных классов. В 2007 году открыта новая специальность «Дошкольное образование». Заведующими отделения за время существования были: с 1992 года — С. И. Фетисова, с 2000 года — О. В. Беляевская, с 2009 года — E. В. Фролова.

В трудные кризисные 90-е годы в колледже во главе с Ю. А. Могилиным работает мощный педагогический коллектив, в составе которого: 3 кандидата наук, 2 доцента, 32 преподавателя являются аспирантами, соискателями и магистрантами кафедр РГПУ и других вузов.

С 1993 года Каменский педагогический колледж — в составе учебно-научно-педагогического комплекса Ростовского государственного педагогического института (РГПИ) включён в программу эксперимента по проблемам непрерывного педагогического образования в Ростовской области. В ходе эксперимента в тесном сотрудничестве с ректором РГПИ академиком А. А. Грековым были найдены и апробированы инновационные подходы к подготовке специалистов, определились пути творческого взаимодействия с учёными вуза, а также оптимизировались условия подготовки квалифицированного специалиста для сельской школы. Для реализации образовательных программ повышенного уровня, чтения элективных курсов, руководства и рецензирования различных видов научно-исследовательской деятельности студентов были привлечены ведущие учёные РГПУ: доктор педагогических наук, профессор, академик РАО E. В. Бондаревская, доктор педагогических наук, профессор В. И. Бондин, доктор филологических наук, профессор С. Г. Агапава, доктор педагогических наук, профессор А. Г. Бермус, кандидат педагогических наук, профессор В. М. Баршай, кандидат педагогических наук, профессор Г. Р. Гарбузов, кандидат педагогических наук, профессор Р. М. Ситько, кандидат физико-математических наук, доцент Л. E. Князева, кандидат наук, доцент С. И. Пожидаева и др.

В 1999 году на базе колледжа был открыт один из первых филиалов Ростовского государственного педагогического университета по специальностям «Педагогика и методика начального образования», «Физическая культура», а в 2001 году — «Математика».

Более 60-ти лет структурным подразделением колледжа была базовая начальная школа, благодаря которой осуществлялась качественная подготовка студентов по всем видам педагогической практики. Базовая школа педагогического колледжа пользовалась большой популярностью и авторитетом, так как здесь работали лучшие учителя города. Большинство родителей будущих первоклашек стремились отдать своего ребёнка именно в базовую школу педколледжа. Здесь дети получали глубокие, прочные знания, разностороннее развитие, приобретали навыки общения в процессе сотрудничества с педагогами и студентами.

Окончание следует.

***
фото: Учащиеся отделения «Преподавание в начальных классах». 1947 год.