Человек и общество

«Небо, парашюты и — в тыл врага!»

38

2 августа 2020 года у представителей одного из самых элитных родов войск — юбилей. Девяностолетие со дня образования ВДВ отмечают «голубые береты» — десантники и ветераны, все, кто с парашютом за спиной сотни раз шагал в бездну, кто парил под белым куполом, растворяясь в синеве над Родиной…

Олег Иванович бережно хранит все фото

История Воздушно-десантных войск в России началась в конце двадцатых годов прошлого века. В апреле 1929 года около посёлка Гарм на территории нынешнего Таджикистана на нескольких самолётах высадилась группа красноармейцев, которая при поддержке местных жителей разгромила отряд басмачей. 2 августа 1930 года на учениях ВВС Московского военного округа под Воронежем впервые на парашютах для выполнения тактической задачи десантировалось небольшое подразделение численностью 12 человек. Эту дату принято считать «днём рождения» воздушно-десантных войск.

В Каменске проживает ветеран ВДВ, воин-интернационалист, 22 года посвятивший воздушному десанту, Олег Иванович Цыпкалов. Однажды ему посчастливилось пройти в строю на параде, который принимал сам Василий Филиппович Маргелов — советский военачальник, командующий Воздушно-десантными войсками в 1954-1959 и 1961-1979 годах, генерал армии, Герой Советского Союза. Малоизвестный факт из жизни «дяди Васи», на который обратил внимание Олег Иванович: после ранения мизинец генерала не примыкал к остальным пальцам, это было особенно заметно, когда Василий Филиппович отдавал воинскую честь. Этот момент и запечатлён на фото, которое среди десятков прочих бережно хранится сегодня в альбоме ветерана ВДВ. Рядом с ним — черно-белая фотокарточка, на которой чеканят шаг десантники разведроты 337 гвардейского парашютно-десантного полка в Кировабаде.

В. Ф. Маргелов принимает парад.

Сам Олег Иванович о небе грезил с детства.

— Тогда я жил в рабочем посёлке города Каменска и все в нашей заводской общаге были гражданскими, — вспоминает О. И. Цыпкалов. — Телевизор был лишь у моей семьи и, наверное, после просмотра какого-то фильма я захотел стать военным. Сначала хотел стать пограничником, позже — танкистом, а потом решил окончательно: буду десантником! Желание укрепилось, когда отец получил квартиру в доме номер 55 по улице Украинской. Половина жильцов — военные. В новом доме я сдружился с детьми офицеров. Но они все суша-пехота, а меня в небо тянуло, я по ночам летал во сне. Небо, парашюты и — в тыл врага!

После школы будущий десантник поступил в КХМТ, увлёкся боксом, пулевой стрельбой и футболом, став в этих видах спорта перворазрядником. Но мечта «шагать в облака» не отпускала, и после второго курса в августе 1975 года он отправился в Ростовский учебный центр и на аэродроме ДОСААФ в Азове выполнил три первых в жизни прыжка с парашютом, в октябре — ещё четыре.

О. И. Цыпкалов в составе разведроты 337 гвардейского ПДП.

— С марта 1976 года стал ездить в Ростов регулярно, готовился стать спортсменом-парашютистом, — продолжает рассказ О. И. Цыпкалов. — Учили теорию, типы парашютов, осваивали спортивные тренажёры и прыжки с парашютной вышки.

Он жил дальше всех от Азова, но даже расстояние не останавливало: порой отец подвозил, порой добирался на попутках, бывало, что и с занятий отпрашивался, но не отступил — отучился положенные два месяца. Многих, кто не справлялся, отчислили. Но Олег Цыпкалов достойно прошёл этот этап пути к своей мечте, став спортсменом-парашютистом и совершив в первый год более ста прыжков. Тем не менее, этого оказалось не достаточно, к тому же при поступлении, как он сам признаётся, завалил экзамен по математике, получив тройку и не пройдя по конкурсу в военное училище, о котором так мечтал.

Очередной жизненный этап — призыв в Советскую Армию — тоже начался с разочарования: юношу, как он ни упрашивал, не брали в ВДВ. Мол, закончил техникум — значит, будешь служить связистом, ракетчиком или техником в ремонтной части. Не зря же тебя учили четыре года на государственные деньги!

Три дня призывник провёл в Батайске на областном сборном пункте в поисках руководства, которое могло бы повлиять на вердикт призывной комиссии. И ведь нашёл! Один из майоров согласился взять
упрямого парня «в десант». Вместе с ним из Каменска в 285 парашютно-десантный полк 44 учебной воздушно-десантной дивизии, дислоцировавшейся под Каунасом в Литве Прибалтийского военного округа призвали ещё троих ребят — Сашу Горшенина, Колю Волик и Лёшу Иванова. Все они были знакомы по секции бокса.

Слева направо: каменчане-десантники Александр Горшенин, Алексей Иванов и Олег Цыпкалов.

И начались суровые будни подготовки сержантов ВДВ, после учебки последовала служба в разведроте 337 ПДП, дальше — политическое училище. По возрасту Олег Иванович не попадал в десант, но опыт прошлых лет научил никогда не отступать от своей цели. Молодой человек пишет письмо командующему ВДВ с просьбой отправить его лейтенантом в свой 337 полк в город Кировабад. Хоть в полк он и не попал, но согласно разнарядке сверху был отправлен в распоряжение командующего ВДВ, в родную учебку. Два года он обучал десантному искусству новое пополнение. А потом был Афганистан…

Это особая страница жизни ветерана ВДВ.

— В Афгане был любопытный случай, — делится подробностями военных дней Олег Иванович. — Мы выбросили на парашютах чучела с песком. Духи расстреляли их в воздухе и хвастались своей «победой». А выше летел и всё фотографировал наш самолёт-разведчик. И мы нанесли бомбовый удар по духам, которые сами себя обнаружили. Нас уже позже высадили на вертолётах посадочным способом и мы их разбили.

За годы службы Олег Иванович получил две контузии, осколочное ранение, переболел малярией, много провёл в госпиталях. Из десанта его списали после Чечни: его зацепило при штурме Грозного в новогоднюю ночь с 1994 на 1995 год. Он смог вновь вернуться в строй, но снова получил ранение. После 22 лет служения верой и правдой своей Родине он был уволен в запас.

— В потерях я никогда не числился, но дымом на войне пропитан, — рассуждает ветеран. — Я навсегда останусь бойцом своих ВДВ и по ночам буду витать в облаках. Хотя я и получил в феврале 2018 года звание ветерана труда, но навсегда останусь ветераном ВДВ, десантником останусь я навеки! Нырял в облака тогда и сейчас я мысленно с ними.

***

Это интересно

■ «ВОЙСКА ДЯДИ ВАСИ»

«Войсками дяди Васи» десантники именуют себя в честь самого известного из командующих ВДВ — Героя Советского Союза Василия Маргелова. Благодаря Маргелову на вооружении ВДВ появились самолеты Ан-8 и Ан-12, которые могли доставлять большее количество людей и грузов, что позволяло оперативно развернуть штаб в месте высадки.

■ ОТКУДА У ДEСАНТНИКОВ ТEЛЬНЯШКИ?

Тельняшками ВДВ-шники также обязаны именно Маргелову. Руководство вначале было против введения этой части униформы, характерной для морской пехоты, но генерал настоял на своем. Eдинственным отличием стало то, что полоски для десантников стали делать не черными, а синими, под цвет неба.

■ КОГДА ПОЯВИЛИСЬ ГОЛУБЫE БEРEТЫ?

Первые свои береты десантники надели на параде 7 ноября 1967 года, и цвет этих первых беретов ВДВ был малиновым! А все потому, что было принято два цвета беретов — голубой (повседневный) и малиновый (парадный). Но от малиновых беретов позже в ВДВ отказались, они стали символом спецназа Внутренних войск и больше известны как Краповые береты.

***фото: Олег Иванович бережно хранит все фото;В. Ф. Маргелов принимает парад.;О. И. Цыпкалов в составе разведроты 337 гвардейского ПДП.;Слева направо: каменчане-десантники Александр Горшенин, Алексей Иванов и Олег Цыпкалов.