Этой весной самоизоляция осложнила и отложила массовое открытие дачного сезона, вызвав большое разочарование в кругах посвящённых. Тем не менее, сотки не пустуют, урожай растёт и жизнь продолжается. О том, с какими проблемами сталкиваются современные дачники, и как их решают, нам рассказала председатель ассоциации садоводческих товариществ «Сады Каменска» Людмила Алексеевна МАЛАНИНА.
Напомним, сама организация существует с 1968 года. Уже более полувека прошло с тех пор, как каменские любители выращивать полезные и радующие глаз своей красотой растения на своих земельных участках объединились в садоводческие общества. Суть деятельности ассоциации — на общественных началах защищать интересы садоводческих товариществ (СТ), оказывать информационную и правовую помощь в области садоводства и огородничества членам садоводческих товариществ. Кроме этого, каменские дачники регулярно участвуют в выставках урожая, за содействие в организации которых председатель ассоциации неоднократно получала благодарственные письма от администрации города.
У руля общественной организации 73-летняя Людмила Алексеевна стоит уже более 10 лет. Она признаётся, что ей сейчас непросто справляться с многочисленными обязанностями, нужна смена, но пока не находится подходящей кандидатуры. Нужно сказать, что у председателя много бумажной работы: нередко требуется выдача справки о принадлежности земельного участка, идёт выявление бесхозных наделов, в большой книге учитываются все консультации садоводов о том, куда обратиться за вступлением в наследство, что делать с соседом, самовольно «приватизировавшим» пару чужих метров, в каком месте лучше купить дачку, не говоря уже об основных заботах, связанных со взаимодействием с администрацией города, председателями садоводческих товариществ, представителями коммунальных служб.
— Лет десять назад, — вспоминает Людмила Алексеевна, — в Каменске насчитывалось около 12 тысяч садоводов, которые входили в 33 общества. Со временем исчезло лиховское общество, в Заводском ещё действует. Объединения на левом берегу Донца разделились или ушли в районное подчинение. Сейчас осталось 24 товарищества, половина из которых состоит из небольшого количества участков: 20, 40, 60. Например, в «Огоньке» 24 действующих участка. В «Химике» было 600 участков, потом он распался на четыре общества. Eсть и брошенные участки, особенно много их на «десятке», в «тринадцатых» и «четырнадцатых» садах. Даже в крепких и крупных товариществах, например, «Ромашке», из 470 участков не возделываются, зарастают травой 60. Садоводов же в ассоциации всего около четырёх тысяч человек.
Жизнь идёт веселее на тех дачах, к которым проще добраться — общественным транспортом или своим, где лучше водоснабжение, да и хозяева не входят ещё в группу риска 65+, которым строго-настрого нужно в период самоизоляции оставаться дома. Ситуация с поливом с годами ухудшается. Менее половины участков обеспечиваются водой ещё централизованно, по графику, если состояние разводки коммуникаций позволяет выдержать напор воды. Пять обществ, что за Донцом, с водой, остальные же вынуждены делать бурки — скважины, особенно актуально это для «десятки» и «семнадцатых» садов.
— Очень большая проблема с транспортом, — рассказывает председатель ассоциации, — если за Донцом хоть какие-то автобусные маршруты есть, до Лесхоза, на «Америку», и личной машиной проще добраться, то на дачи с этой стороны Донца можно добраться в основном своим транспортом.
Садоводы-любители — народ крепкий, и несмотря на трудности, смогли даже высадить кое-какие культуры. Но многим этой весной не повезло: ростки картофеля и помидоров побило заморозками.
Несколько лет садоводческие товарищества решали вопрос со снабжением электроэнергией, содержанием коммуникаций. Были собраны сведения о состоянии опор, проводов, их протяженности. Данные передали в область, чтобы была рассмотрена возможность обслуживать электросети специализированными организациями. В части товариществ проблема решена — члены общества платят определённые взносы и не беспокоятся, что у них не будет света. На «десятке» вопрос пока остаётся открытым. По словам Людмилы Алексеевны, стоимость киловатта электроэнергии для некоторых садоводов остаётся практически как в городе. Но вот дачники, например, на «двенадцатых» и «семнадцатых» садах столкнулись с оплатой за потери, воровством электроэнергии.
Eщё один животрепещущий вопрос — вывоз му
сора. Eсли на участках за Донцом всё просто — заключены договоры, коммунальная машина вывозит по графику отходы, то на этой стороне реки ввиду сложности проезда спецмашины от товариществ потребовали для соблюдения законодательства установить баки, что было выполнено. Но металлические баки привлекают внимание воров. Вообще кражи на дачах — это давний бич всех садоводческих товариществ. Несут всё, что плохо лежит, и вернуть украденное проблематично. А средств на сторожа хватает не у всех СТ. И несмотря на все объективные трудности, дача для многих каменчан — это образ жизни, неотъемлемая часть семьи. Выращенные на грядках овощи вкуснее покупных, не говоря об их экологичности. Тенистый сад радует прохладой. Цветник ласкает взгляд. Здесь душа отдыхает от городских забот. Поэтому ряды дачников хоть и уменьшаются, но всё ещё стройные. И они будут вскапывать, пропалывать, опрыскивать, убирать и закатывать сколько хватит на это сил.
***фото: