Человек и общество

Десять вопросов об электронной трудовой книжке

15

С 2020 года в России вводится электронная трудовая книжка — новый формат хорошо знакомого всем работающим гражданам документа. В связи с этим в ПФР поступают вопросы от жителей нашего города: сохранится ли привычная бумажная версия документа, появится ли новый вид отчётности в Пенсионный фонд для работодателей, есть ли гарантии, что все оцифрованные данные будут надёжно защищены? Главные вопросы мы адресовали начальнику УПФР в г. Каменске-Шахтинском Ростовской области (межрайонного) А. Ю. ШEВЧEНКО.

— Алексей Юрьевич, можно ли будет сохранить бумажную трудовую книжку?

— Да, можно. Для этого будет необходимо подать работодателю соответствующее письменное заявление в произвольной форме до конца 2020 года. В этом случае с 2021 года бумажную трудовую книжку продолжат вести одновременно с электронной. Eсли работник не подаст никакого заявления до 31 декабря 2020 года, работодатель также продолжит вести трудовую книжку на бумаге.

— В каком случае нельзя будет сохранить бумажную трудовую книжку?

— Eсли сотрудник впервые устроится на работу с 1 января 2021 года. У таких работников данные о трудовой деятельности будут вестись только в электронном виде.

— В течение какого периода работодателю будет необходимо предоставлять сведения в Пенсионный фонд?

— С 1 января 2020 года сведения о трудовой деятельности граждан работодатели должны будут представлять в ПФР ежемесячно не позднее 15-го числа (если в истекшем месяце происходили кадровые изменения либо работником подано заявление о выборе способа ведения сведений о трудовой деятельности). С 2021 года в случаях приёма на работу или увольнения сведения о трудовой деятельности должны будут представляться не позднее рабочего дня, следующего за днём издания документа, который является основанием для приёма на работу или увольнения.

— Чем защищены базы данных ПФР? Какие гарантии, что данные будут защищены?

— Информационная система ПФР аттестована как система учёта и обработки персональных данных высокого уровня и соответствует всем требованиям в области защиты информации. Информация лицевых счетов фиксируется в распределенных системах хранения, что исключает риск потери данных.

— Как работодатель будет направлять сведения о трудовой деятельности сотрудников в ПФР?

— Аналогично другой отчетности в ПФР по электронным каналам связи.

— Как можно будет получить сведения из электронной трудовой книжки?

— Сведения из электронной трудовой книжки можно будет получить через личный кабинет на сайте Пенсионного фонда России и на Портале госуслуг. Информацию из электронной трудовой книжки можно будет получить также в бумажном виде, подав заявку работодателю (по последнему месту работы); в территориальном органе Пенсионного фонда России; в многофункциональном центре (МФЦ).

— В отличие от бумажной версии, какая ещё информация будет содержаться в электронной трудовой книжке?

— По составу данных обе книжки идентичны.

— Как можно будет предъявлять электронную трудовую книжку при устройстве на работу?

— Информация представляется работодателю либо в распечатанном виде, либо в электронной форме с цифровой подписью.

— При увольнении информация о трудовой деятельности будет фиксироваться только в электронном виде?

— При увольнении работодатель будет обязан выдать сведения о трудовой деятельности либо на бумаге, либо в электронном виде. В случае сохранения бумажной трудовой книжки, данные будут фиксироваться в ней.

— Можно ли вернуться к бумажной трудовой книжке, если ранее написано заявление о выборе электронного варианта?

— Eсли подано заявление о выборе электронной формы внесения сведений о трудовой деятельности, то бумажная трудовая книжка выдаётся работнику на руки, далее информация предоставляется только в электронном виде. Возврат к ведению трудовой книжки на бумаге в этом случае не предусмотрен.

— Спасибо за разъяснения!

***фото:

Метки: #пфр