Каменчане, посетившие в начале декабря выставку, приуроченную к декаде инвалидов, наверняка обратили внимание на стенд, который подготовила Каменская специальная школа-интернат для ребят с нарушениями слуха. Вниманию зрителей были представлены уникальные экспонаты, с первого взгляда показавшиеся изящными металлическими изделиями с медным напылением, огромным количеством мелких деталей, каждую из которых можно рассматривать часами. И каково же было удивление, когда все узнали, что это вовсе не особым образом выполненная клёпка по металлу, а изделия из обычного картона, сделанные вручную!
А подготовили всё это фантастическое великолепие педагоги школы-интерната — учитель информатики и робототехники Александр Фёдорович Скороходов и учитель технологии Александр Георгиевич Чепелев вместе со своими воспитанниками. Инициатором и идейным вдохновителем процесса стал Александр Фёдорович, который уже пять лет увлекается изготовлением фактурных изделий в стиле «стимпанк». С предложением опробовать в школьных мастерских новую технологию он пришёл к директору КСШИ — М. Ю. Пискуновой. Маргарита Юрьевна не только одобрила, но и всячески поддержала такое начинание. И работа закипела! А работа — не просто трудоёмкая, а невероятно кропотливая и длительная.
Подготовка выставки из десятка экспонатов заняла более девяти месяцев! В распоряжении юных мастеров и их наставников — только картонные коробки, ножницы, клей, скотч, чертёжные инструменты и краска. Конечно, для безопасности детских рук школа использует только сертифицированные качественные материалы. Но если весь нехитрый арсенал приправить безграничной фантазией, то получаются самые фантастические вещи!
Глядя на них, не верится, что технология изготовления на самом деле проста. Делаются заготовки, выкройки — вплоть до самых мелких деталей, всё это скрепляется вместе, покрывается слоем краски и изделия становятся похожи на металлические. Нередко используются и другие распространённые технологии — патинирование и декупаж. Александр Фёдорович помогает ребятам раскроить детали, а вырезают, наклеивают и покрывают акрилом дети уже сами. У многих ребят это занятие нашло отклик в сердцах, и они с удовольствием стали пропадать в мастерских.
Для особенных воспитанников школы-интерната любые прикладные занятия очень полезны. А столь необычные изделия развивают не только художественное мышление и пространственное восприятие, но и усидчивость, воображение, навыки технического дизайна, эстетического вкуса, фантазию и нестандартное восприятие мира. Последнее особенно важно, — уверены педагоги. Eсли мыслить стандартно — получится обычный шаблон. А здесь каждое получившееся изделие — уникально. И развитие нестандартного мышления позволяет расширить замкнутый мир воспитанников школы-интерната. Кроме того, в процессе создания новых «стимпанковских» изделий просматривается связь с другими школьными предметами. Ребята попутно узнают о паровых машинах и развитии техники вплоть до космоса. Немаловажно и применение точных наук. Как просчитать форму, которую нужно придать цилиндру, чтобы он сел на голову идеально? Ведь голова не является шаром. В процессе ребята сами приходят к верному решению.
Чем больше мелких деталей — тем красивее и неповторимее получается вещица. И детские, и взрослые идеи находят воплощение в окончательном варианте. Александр Фёдорович помогает детям дизайнерски оформить каждое изделие, а Александр Георгиевич — специалист по «плотницким» вопросам: оформить стенд, выпилить красивую подставку, создать необычное панно — всё в его умелых руках. Замечательный педагогический тандем вместе с ребятами планирует к лету закончить создание масштабной фотозоны в стиле стимпанк, куда войдёт библиотека, настоящие ходики, смартфон и другие новые неповторимые изделия. Всё для этого есть: просторные мастерские, грамотные наставники и, главное, огромное желание самих ребят.
***фото: А. Г. Чепелев и воспитанник КСШИ Иван демонстрируют новое изделие.;М. Ю. Пискунова.;Футуристический цилиндр в стиле «стимпанк».;