Без рубрики

История одного вокзала

32

В Каменском музее декоративно-прикладного искусства и народного творчества хранится большое количество ценных экспонатов по истории нашего края. Когда я пересматривала коллекцию фотографий, меня заинтересовал старинный фотоальбом «Фотоочерки Н. Зотова — История одного вокзала 1910-1911 гг.» о строительстве железнодорожного вокзала начала ХХ века в станице Каменской. В нём рассказана вся история от начала закладки фундамента до полной постройки здания вокзала. Чёткость фотографий позволяет детально рассмотреть снимки.

Итак, открываем альбом, и перед нашим взором — красивейшее здание, над центральным входом большими буквами красуется надпись: «Каменская». Рядом, на огромной привокзальной площади, стоит вереница повозок в ожидании прибывших пассажиров. Следующие страницы альбома подробно рассказывают, как рабочие строительной артели роют котлован и строят фундамент. На повозках, запряжённых лошадьми, подвозят стройматериалы: песок, камень, кирпич, дерево. Кстати, природным строительным материалом, особенно камнем, всегда была богата наша каменская земля.

Центральную часть площади рабочие выкладывают камнем, делают зону отдыха с лавочками для ожидающих, красивыми цветочными клумбами. Очередная интересная фотография с подписью «Киоск для продажи цветов» (на фото справа), который был сделан из части паровоза и украшен цветочными гирляндами. В самом вокзале были кухня и буфет, где путники могли вкусно покушать, присев на роскошные резные стулья за большой стол, накрытый белоснежной скатертью. Буфет украшало большое количество цветов, они стояли повсюду: на столах, на полочках и просто на полу.

В начале ХХ века железнодорожные вагоны делились по классам. Первый и второй были для более состоятельных граждан (на фото слева). Они выглядели, как купе-вагон, с очень удобными и мягкими диванами, были красиво оформлены, с разной планировкой и оборудованием. Эти вагоны были двух-, трёх- или четырехместными. Далее шли вагоны третьего класса, уже для большего количества людей. Здесь были установлены более жёсткие диваны и полки, проходы были узкие и не очень удобные. А вот вагоны четвёртого класса были самые востребованными, хотя удобств в них никаких не было, они предназначались для бедных слоёв населения и по цене были самыми дешёвыми. Первоначально в вагонах стояли деревянные лавки, но потом и их убрали, чтобы больше людей могли разместиться. Количество пассажиров могло доходить до ста человек, и все ехали стоя. Первоначально вагоны не отапливались, света в них не было и в вечернее время попутчикам невозможно было рассмотреть друг друга. Освещение в виде горящих свечей стало появляться в сороковые годы ХХ века. Но так было не всегда, модернизация шла постепенно, всё менялось и на железной дороге в лучшую сторону для пассажиров.

С появлением железных дорог появилась новая мода на одежду, шляпы, дорожные сумки — как у мужчин, так и у женщин. Стало очень модно и престижно прокатиться в вагонах по железной дороге. Заработала целая индустрия. И фотографии в нашем альбоме — тому подтверждение.

Вот так, казалось бы: открываешь старый альбом, а там целая эпоха: истории людей, вещей и в целом страны. С этим альбомом и другими ценными экспонатами можно познакомиться, посетив наш музей.

***фото: