Сегодня хотелось бы затронуть актуальную и очень важную на данный момент тему «Деструктивное поведение подростков». Как поддержать ребёнка в трудный момент и не дать ему совершить ошибку, которая может сломать не одну судьбу? Как распознать, что подросток несет угрозу для себя и окружающих? На эти и другие актуальные вопросы сегодня отвечает педагог-психолог Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Элла Олеговна Кожевникова.
– Элла Олеговна, давайте разберемся: что же такое деструктивное поведение?
– Если кратко, то деструктивное поведение – это разрушительное поведение, отклоняющееся от социальных и психологических норм, приводящее к нарушению качества жизни, снижению самооценки и эмоциональным нарушениям.
– В чем оно проявляется у подростков?
– Деструктивное поведение подростка проявляется в нарушении школьного порядка, конфликтном взаимодействии со сверстниками и учителями, разрушении личного и школьного имущества. Оно многообразно, но в целом отражает агрессивно-оппозионное отношение подростка к социальному пространству школы. Оно начинается в семье и продолжается в учебных заведениях, поэтому важно уделять особое внимание адаптации детей к обществу, закладывать нормы и правила поведения, формировать правильное мировоззрение.
– Какая тенденция наблюдается в нашем городе?
– С каждым годом в Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи все больше запросов поступает из КДН, опеки, а также от самих родителей, для консультирования, диагностирования и профилактики деструктивного поведения подростков. Мною и моими коллегами-психологами проводится большая работа по профилактике и корректировке отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
– Каковы могут быть причины таких отклонений?
– Если мы будем говорить о причинах деструктивного поведения, то могу сказать, что все они связаны с психо-эмоциональным состоянием подростков. Это нехватка любви и поддержки значимого близкого –когда подросткам тяжело справляться с сильными эмоциями, если нет человека, которому можно доверить свои переживания. Это ругань и наказания – если дома ребёнка ругали и наказывали за проступки, это может привести к тому, что он усвоит, что за любой виной всегда следует наказание. Причиной могут стать и проблемы со сверстниками, в том числе буллинг – если подростка не принимают или травят ровесники и ему не с кем этим поделиться, он может начать вредить себе или вести себя так, чтобы это противоречило социальным нормам. Случается, что предпосылкой для деструктивного поведения становится домашнее насилие – если ребёнок вырос в небезопасной среде, где мама и папа вредят ему, себе, друг другу или дому, в котором они живут, он может это перенять.
– Как распознать деструктивное поведение у несовершеннолетних?
– Подростка, поведение которого считается разрушительным, отличают следующие черты:агрессия и жестокость по отношению к окружающим;склонность разрушать материальные предметы и вещи;враждебность при общении;желание расстроить сложившийся уклад жизни близких ему людей;неспособность испытывать эмоции и чувства (может быть постоянной, а может появляться лишь время от времени);угроза жизни – как чужой, так и собственной.Если ребенок ведет себя деструктивно, значит, есть какое-то внутреннее или внешнее противоречие, которое мешает ему. Родителям необходимо поддерживать эмоциональный контакт с ребенком, быть внимательными к нему, интересоваться его жизнью, чтобы он чувствовал себя полноценной личностью и умел отделять «белое» от «черного».
– Что делать, если деструктивные поступки есть, и они повторяются у подростка?
– Конечно же, родителям и педагогам стоит обратиться к социальному педагогу и педагогу-психологу. Но хочется дать несколько рекомендаций родителям, ведь именно они видят и чувствуют малейшие изменения в поведении и состоянии своего ребенка. Прежде всего, поговорите с подростком по душам – покажите, что обеспокоены, любите его и хотите помочь, позвольте подростку изложить свою версию происходящего.Научите ребёнка выражать эмоции и регулярно обсуждать их –важен личный пример: всем членам семьи желательно делиться своими переживаниями. Объясняйте, что ошибаться – это нормально. Чувство стыда часто мотивирует подростков замыкаться в себе и уединяться в небезопасных привычках.Проявите внимание к переживаниям и увлечениям – подросток должен понимать, что родители не осудят его и не накажут, а помогут справиться с любой ситуацией.
– О чем еще важно помнить окружению подростков, столкнувшихся с особенностями в поведении?
– Помните, что деструктивное поведение несовершеннолетних требует незамедлительной работы специалистов различных областей: психологов, социальных педагогов, специалистов по социальной работе и других. Именно комплексная работа всех специалистов, направленная на предотвращение причин или самого деструктивного поведения, будет наиболее эффективна. Также хочу отметить, что игнорирование или несвоевременное выявление взрослыми признаков деструктивного поведения у подростка могут стать источником повышенной опасности как для него самого, так и для его близких, окружающих и общества в целом.
– Спасибо за беседу!
Подготовила Анна Бабинцева.






