Шолоховский, как сейчас принято говорить – бестселлер – роман-эпопея «Тихий Дон» Михаила Шолохова экранизировали четырежды. Начиная с тридцатых годов прошлого века, каждому новому поколению был дарован свой «Тихий Дон» – от немой чёрно-белой ленты до совместных съёмок с английскими, американскими и итальянскими актёрами.
Но только версия, созданная режиссёром Сергеем Герасимовым в 1957 году, может считаться эталонной – признанной и автором, и зрителями, и, главное, теми, о ком повествует роман – донскими казаками. Каменчане, любящие свой город и его историю, знают, что именно в окрестностях нашего города проходили съёмки легендарной трилогии.

Сегодня, в год юбилея автора романа, Михаила Александровича Шолохова, мы снова возвращаемся к событиям середины прошлого века. Листая архивные подшивки газеты «Труд», можно узнать, как на каменской земле зарождалась и создавалась кинокартина.
Большинство сцен разворачивается в хуторе Диченском Каменского района на берегу Северского Донца, «сыгравшего» роль Дона-батюшки. На Каменской городской площади Труда, у церкви, казаков провожали на фронт в 1914 году; идущие в атаку казаки скакали на конях в районе переулка Красноармейского; «наступление немцев» происходило за хутором Старая Станица; «рубка матросов» — в роще на берегу Донца; эпизод, где Григорий зарубил первого врага, — в районе старого рынка на улице Подтёлкова, а расстрел Петра и смерть Аксиньи — в Дубовой балке.
Ещё загодя, в сентябре 1956 года, съёмочная группа через нашу газету дала объявление: «Киноэкспедиции Московской киностудии имени Максима Горького нужны отдельные комнаты для артистов и работников группы «Тихий Дон» сроком на три месяца».



Столичные артисты, среди которых, как мы все знаем, были исполнители главных ролей Пётр Глебов и Элина Быстрицкая, Зинаида Кириенко и Людмила Хитяева, а также другие звёздные актёры, действительно, во время съёмок квартировали у местных хуторских. Всё время, что шла работа над фильмом, наши земляки активно участвовали в съёмках, помогали с реквизитом, охотно делились содержимым старых сундуков – одеждой, предметами обихода, украшениями и утварью. Местные старожилы подсказывали актёрам донские словечки да казачьи приговорки, помогали создать неповторимую атмосферу жизни на хуторе. Например, в 1956 году наша газета сообщила такой интересный факт: в качестве главного консультанта по съёмкам приглашён старейший житель города Каменска-Шахтинского Семён Иванович Кудинов. Позже Сергей Герасимов в интервью отмечал, что «Тихий Дон» снял не он, а все эти люди – настоящие казаки, сохранившие воспоминания о патриархальном укладе жизни.
К участию в массовых сценах были привлечены многие местные жители. Несколько лет назад каменчанка Татьяна Яровая, которой в то время исполнилось шесть лет, делилась воспоминаниями со съёмочной площадки. Несмотря на совсем юный возраст, она в деталях запомнила события тех лет, ведь они произвели ярчайшее впечатление на всех очевидцев.



Маленькой Танюшке досталась минутная роль в последних кадрах кинофильма, когда Григорий возвращается к родному очагу и из всей семьи в живых застаёт лишь сына… Этот эпизод снимался в феврале 1957 года. В огромном пальто с чужого плеча и повязанной на казачий манер шали, хуторская девчушка провожает взглядом Григория с Мишаткой, уходящих вдаль.
Образ жительницы хутора в кинокартине достался и маме Татьяны – Любови Павловне Яровой. Эта женщина, прядильщица, в числе первых получившая штапельное волокно, была хорошо известна в Каменске в те годы. В послевоенное время она вместе с другими каменчанами восстанавливала завод, училась в первом наборе химико-механического техникума, являлась народным депутатом горсовета. После завершения съёмок на деньги, выплаченные артистам массовки в качестве гонорара, мама купила Тане тёплое пальто с меховой опушкой.



В школе №1 в то время учился и ещё один каменчанин – исполнитель роли повзрослевшего Мишатки, сына Григория. На удивление, настоящая фамилия юного актёра почти совпала с экранной: звали его Валерий Мелихов. О мальчике в те годы много разговаривали, он выступал перед сверстниками, постоянно участвовал в самодеятельности. В мероприятиях, посвященных съёмкам «Тихого Дона» не раз принимал участие и исполнитель роли Мишатки в более раннем возрасте — Юрий Дурнев, также каменчанин.
Старожилы поговаривали, что в тот период в здании возле нынешнего Дома природы в парке Маяковского любила бывать Элина Быстрицкая. Тогда здесь находилась бильярдная, работал буфет, а актриса слыла большой поклонницей этой игры и играла в бильярд отменно. Азартные игры были под запретом, поэтому сражались «под интерес», и из большинства поединков Элина Авраамовна выходила победителем.
Съёмочная группа никогда не запрещала любопытным наблюдать за увлекательным процессом рождения кинокартины. Очевидцы делились, как происходили съёмки сцен с лошадьми. По специальной команде они начинали скакать, а потом, по другой команде – падать, словно от пули. Таких дублей было много, каждый раз люди и животные возвращались на исходную позицию, пока режиссёр не добился нужного кадра. Ещё один знаковый момент съёмок – когда Григорий топит в полынье всё своё оружие и патроны – тоже проходил на глазах массовки. В Донце было неглубоко, реквизит каждый раз вылавливали, и актер Пётр Глебов топил его заново. А всё потому, что солнце освещало кадр не так, как видел этот момент Герасимов.



В перерывах всех маленьких и взрослых актёров кормили обедом. Варили кулеш – пшенную кашу с салом и узвар – густой компот из сухофруктов.
Но каменчанам удавалось видеться со своими кумирами не только во время съёмок. За время пребывания в Каменске они провели немало творческих встреч – режиссёр и исполнители главных ролей побывали в клубе «Авангард», во дворце культуры текстильщиков, и везде, общаясь с публикой, отвечали на вопросы и рассказывали о жизни вне своей работы.
Показ картины «Тихий Дон» – один из первых случаев, когда трёхсерийная кинолента не только стала лидером отечественного проката, собрав 46,9 миллиона зрителей, была названа лучшим фильмом 1957-1958 годов читателями журнала «Советский экран» и критикой, но и получила диплом Гильдии режиссеров США «Лучшему иностранному фильму 1958. «Тихий Дон» Герасимова завоевал награды на Международном кинофестивале в Брюсселе, Карловых Варах, Мехико и на Всесоюзном кинофестивале в Москве. Премьера первой серии «Тихого Дона» состоялась 26 октября 1957 года, как и хотел Герасимов, в годовщину революции. Вторая была представлена аудитории 1 ноября, а третья вышла на экраны 30 апреля 1958 года.
В архиве работала Анна Бабинцева.
Фото: www.togdazine.ru, pda.rostov.kp.ru, dubikvit.livejournal.com, mcb-kam.rnd.muzkult.ru, www.ilovekamchatka.ru.








