Ветеран Российских железных дорог Дмитрий Павлович Грызлов посвятил стальным артериям страны без малого сорок лет жизни. В начале своей карьеры, в 1977 году, он ещё застал стрелки, управляемые вручную, и легендарные локомотивы ТЭ3. И самый динамичный путь развития Российской железной дороги – вплоть до современных электровозов, оснащённых по последнему слову технического прогресса – прошёл вместе с ней.
Родившись в семье военнослужащего, мальчишка всё детство вместе с родителями кочевал по гарнизонам. Рос и учился в Азербайджане, а по окончании школы, которое совпало с окончанием службы отца, Грызловы переехали в Лихую.
Хотя в семье и сформировалась офицерская династия (братья Дмитрия Павловича тоже стали военными), вся её жизнь была тесно связана с железной дорогой. Отец по молодости окончил железнодорожное училище и некоторое время после войны работал дежурным по станции, мама тоже трудилась в Лихой. И мечтой детства маленького Димы стала профессия машиниста.
Ещё до службы в армии он выучился на помощника машиниста тепловоза и успел поработать по специальности на железных магистралях, в депо Лихая. Призвался в морфлот, прошёл учебку в Севастополе, служил в Таллине, а, отдав долг Родине, через три года вернулся в родное Лиховское депо помощником машиниста.
– Ещё провожая меня в армию, отец дал наставление, – поделился жизненным опытом Дмитрий Павлович. – «Сынок, запомни: служить хорошо – легче, чем служить плохо». Эту отцовскую мудрость я пронёс через всю жизнь и применял во всех сферах: хорошо служил, работал, учился сам и учил молодую смену тому же – стараться быть на хорошем счету.
Вот и с курсов машинистов, куда после армии направили ответственного работника, он вернулся с Почётной грамотой и тут же получил предложение поработать в локомотивном депо города Сургута. На тот момент молодой мужчина уже был женат на подруге детства и юности, которая ждала его из армии, и у пары родился ребёнок. Втроём они отправились в далёкий железнодорожный посёлок, где отец семейства семь лет осваивал сложные, но очень живописные и неповторимые маршруты в условиях крайнего Севера.
– Когда наблюдаешь пассажирские вагоны из окна локомотива, это ни на что не похожее ощущение, – делится воспоминаниями железнодорожник. – Чувствуешь колоссальную ответственность за людей, но при этом испытываешь много положительных эмоций. За всё время двух одинаковых поездок у меня не было, несмотря на кажущуюся монотонность: разные поезда, разные погодные условия. Бывало, приходилось работать в минус пятьдесят три градуса. Хотел было достать фонарь из портфеля, а его лямки просто переломились на морозе!
В Лихую семья вернулась с пополнением: на Севере у Грызловых родился второй ребёнок, сам Дмитрий Павлович повысил квалификацию, и через некоторое время его назначили сначала машинистом-инструктором локомотивных бригад ТЧ Лихая, затем заместителем начальника депо по безопасности. Работа управленца среднего звена заключалась в обучении новой смены, расследовании случаев нарушения безопасности, аварийных ситуаций. За пятнадцать лет работы Дмитрий Грызлов объехал всю Россию, до самого Байкала, в составе рабочей группы участвовал в разработке базовых документов РЖД в Москве.
– Раньше становление машиниста начиналось с должности слесаря и занимало не менее пяти-семи лет, – рассказывает Дмитрий Грызлов. – Сейчас это период сокращен, люди стали образованнее, разбираются в технике и электронике. Но по-прежнему обучение и воспитание локомотивных бригад поставлено таким образом, что управлять локомотивом доверят, только если видят, что человек готов нести ответственность и за технику, и за сотни жизней.
Случались за его бытность машинистом локомотива и нештатные ситуации. Так, однажды рабочие не успели убрать строительные материалы с путей. Дмитрий Павлович заметил их при выходе с кривой и тут же применил экстренное торможение. Остановился буквально в нескольких метрах, к счастью, никто не пострадал.
– Бывали и случаи выявления посторонних предметов, и отказ техники, и другие нестандартные ситуации, – признаётся ветеран РЖД. – На железной дороге каждая поездка – это школа мужества. Но как только ты влился в эту систему, она охватывает тебя со всех сторон, и если остаёшься – то остаёшься на всю жизнь.
В 2006 году Дмитрий Павлович Грызлов стал лауреатом премии Центрального комитета профсоюзов. В копилке его наград – юбилейная медаль от президента РФ В. В. Путина «За освоение Транссибирской магистрали», масса дирекционных и муниципальных поощрений. Но самой дорогой и значимой наградой он считает звание «Почётный железнодорожник», которого был удостоен в 2007 году.
Дмитрий Павлович не сомневается: его успешная железнодорожная судьба сложилась благодаря руководителям, ведущим за собой, товарищам по коллективу и профсоюзному комитету.
– Только в этой в этой связке должна работать вся железная дорога, – уверен он. – По принципу альпиниста: поднялся на вершину сам – подтяни и подстрахуй товарища!
А ещё для ветерана железнодорожной отрасли профессия машиниста немыслима без крепкого семейного тыла. Эту истину он познал, будучи сыном военного, и с годами понял, насколько доля его супруги похожа на будни офицерской жены.
– Железнодорожник – это не профессия, а образ жизни, – размышляет Д. П. Грызлов. – Приходится жертвовать и личным временем, и праздниками, порой не принадлежишь ни себе, ни своей семье. Постоянно большое внимание уделяешь самоподготовке, обучению, повышению квалификации, выезжаешь в командировки или на комиссии. И здесь очень важно, какая женщина находится рядом. Даже дети стараются не шуметь, когда папа отдыхает перед поездкой, понимая, какую колоссальную ответственность за жизни сотен людей он возьмет на себя через несколько часов.
Десять лет назад Дмитрий Павлович Грызлов вышел на заслуженный отдых, но прощаться с любимым делом не спешит. Он постоянно встречается с коллегами, которые интересуются его мнением по рабочим вопросам. Недавно с рабочим визитом побывал в Екатеринбурге, в научно-производственном объединении систем управления, где все вместе обсудили пути развития, алгоритмы работы и другие нюансы деятельности железных дорог. В преддверии профессионального праздника Дмитрий Павлович выразил свои пожелания ветеранам отрасли, нынешним коллегам и будущему пополнению штата:
– Зелёных улиц вам, железнодорожники, и здоровья! Пусть ваша профессия приносит вам и вашим семьям радость и значимый вклад в перевозочный процесс на благо нашего государства!
Анна Бабинцева.






