Человек и общеcтво

История парохода «Каменск» и его связь с культурой родного города

239

Сегодня немногие знают, что почти полвека назад, в 1955 году, со стапелей судоверфи «Нептун» порта Росток Германской Демократической республики сошёл однотрубный красавец-пароход с надписью «Каменск» на борту. И название своё он получил в честь нашего города.

Построенный по проекту 233К Ленинградского Центрального проектно-конструкторского бюро, он имел габариты 102,4 метра в длину и 14,4 метра в ширину, скорость полного хода составляла 13 узлов, а автономность «Каменска», то есть время, в течение которого корабль способен находиться в море, выполняя назначенные ему задачи, без пополнения запасов питьевой и технической воды, провианта и расходных материалов, исчислялась тридцатью сутками.

Каменчане старшего поколения наверняка помнят, какие тёплые дружеские связи установились между членами экипажа и трудящимися и школьниками города Каменска, подарившего имя пароходу. Молодёжь обменивалась письмами и телеграммами, многие из них публиковались в нашей газете «Труд». Делегации бывали в гостях друг у друга, привозили памятные подарки и интересовались достижениями.

В разные годы команду нашего тёзки возглавляли капитаны – знаменитый на Балтике Александр Дмитриевич Бородин, товарищ Соколов, Г. К. Байгозин и другие. Первым помощником капитана являлся Александр Васильевич Панкратов, после товарищ Игнатьев.

Первое письмо, положившее начало многолетней легендарной дружбе каменчан и экипажа, было опубликовано в «Труде» 16 февраля 1958 года.

«…Мы стремимся сочетать наш труд с культурным и здоровым отдыхом, – говорится в письме. – Посещая иностранные порты, знакомимся с культурой и бытом различных народов, с историей городов… Молодёжь корабля проявляет особый интерес к футболу. Играя на первенство Балтийского государственного морского пароходства, наша команда не знала поражений… Мы желали бы не только завязать с вами переписку, но и пригласить делегацию молодёжи Каменска побывать у нас на пароходе».

Встреча, действительно, состоялась. С 29 августа по 3 сентября 1959 года в Ленинграде по приглашению экипажа парохода «Каменск» находилась молодёжная делегация из нашего города. Наши земляки привезли в подарок мореплавателям комсомольское знамя, красный вымпел, альбом с видами Каменска, фотографии передовиков производства и аккордеон.

Делегаты-каменчане жили вместе с моряками-«каменчанами» в каютах, сделали множество фотографий на память. Возможно, у кого-то из наших современников в семейном архиве хранятся эти уникальные снимки?..

Моряки устроили гостям теплый приём, горячо поблагодарили за подарки, провели экскурсию по достопримечательностям Ленинграда, вместе побывали в Петродворце. Каменчане познакомились с кораблём, с трудовой жизнью и бытом экипажа. Моряки, в свою очередь, преподнесли подарки молодёжи города: радиолу «Люкс-2», произведения художественной литературы, альбом фотоснимков. В последний момент, когда делегация покидала пароход, секретарь комсомольского комитета парохода Константин Гамалей неожиданно сорвался с места, быстро снял со стены фотографию корабля в застеклённой рамке, висевшую в кают-компании, и протянул её гостям. По словам участников поездки, это было самым лучшим подарком.

В 1963 году в «Труде»  вышла заметка о том, что пароход «Каменск» переходит на жидкое топливо. На тот момент пароход, гордо носящий имя нашего города, бороздил моря и океаны почти семь лет.

«С 1 июля 1962 года крупный океанский корабль встал в Ленинграде у стенки судоремонтного завода: судно предстояло перевести с твёрдого на жидкое топливо» – поясняли наши корреспонденты шестидесятых годов.

В тот период в СССР часть судов, работавших на угле, спешно проходила модернизацию – переводилась на жидкое топливо, чем достигалось увеличение автономности и облегчался труд машинных команд. Кроме этого, на «Каменске» переоборудовали служебные и жилые помещения, устанавливали механические закрытия люков.

После окончательного перехода на жидкое топливо число команды предполагалось сократить с 50 до 36 человек, вдвое уменьшить число кочегаров, улучшить эксплуатационные качества парохода, сделать легче и производительнее труд моряков. Немаловажным улучшением становились и бытовые условия: каюты переводились на электрическое отопление, в них становилось просторнее и чище, расширялись столовая и красный уголок.

Более года продолжалась модернизация. После неё судно вступила в строй и продолжило свой славный путь. Первым рейсом, который совершил обновлённый, помолодевший пароход, стал «Выборг – Руан».

«Судовая техника работала безотказно – писал из города Ленинграда сотрудник газеты «Моряк Балтики» А. Бровков. – К берегам Франции пароход пришёл в назначенный срок. Затем новый рейс «Руан – Таллин». В столице Эстонии в трюмы судна было погружено около двух тысяч тонн различных грузов. «Каменск» берёт курс на Англию…»

Экипаж «Каменска» в шестидесятые годы состоял из настоящих мастеров своего дела, имена которых были известны далеко за пределами корабля. Это токарь-ударник Александр Тихов, награжденный орденом Ленина, третий штурман Виктор Дивляш, электромеханик Виталий Пугач, электрик Александр Большаков, машинист с тридцатилетним стажем Голованчук, самый юный член команды матрос Саша Копылов, готовившийся поступать в высшее мореходное училище имени Макарова, старший матрос Гореликов и другие.

Большая часть экипажа заочно училась, а в столовой корабля, которая одновременно являлась и учебной частью, и местом проведения общекомандных мероприятий, и кинозалом, даже был размещён табель успеваемости учащихся.

На судне была хорошо поставлена культурная жизнь и спортивная работа. Моряки коллективно посещали иностранные музеи, театры и кино, с увлечением играли в футбол с зарубежными коллегами, устраивали состязания в лапту, занимались плаванием, стрельбой и перетягиванием каната.

За период простоя на ремонте экипаж не утратил дружбы с каменчанами, напротив, ещё более укрепил её, нередко рассказывая о своих буднях со страниц газеты «Труд».

А будни порой бывали действительно увлекательными. Например, в середине 1960-х пароход перевозил реквизит и артистов советского «Цирка на льду». В числе пассажиров был дрессировщик А. Н. Майоров со своими косолапыми артистами – медведями. Экипаж корабля был приглашён в столицу Бельгии – Брюссель на выступления цирка, и впоследствии моряки с восторгом делились впечатлениями от «ещё одного торжества советского искусства за рубежом». Более всего их впечатлил номер, в котором косолапые пассажиры их парохода танцевали на коньках и играли в хоккей.

Арктика, порты Англии, Франции, Бельгии, Голландии, Западной Германии… Где только ни побывал за эти годы «Каменск». Корабль-труженик регулярно обслуживал торговую линию – Порты Северной Балтики, Антверпен, Гавр. Он перевёз в своих трюмах десятки тысяч тонн различных народнохозяйственных грузов, в том числе много сверхплановых, немало сэкономил топлива и смазки.

В энциклопедии А. Г. Лободы «весь Каменск» приводятся такие данные. «Когда в 1980 году отмечал­ся юбилей парохода, назывались та­кие данные: пройдено более 750 тысяч морских миль, что составляет 1395 ты­сяч километров. Образно говоря, судно 33 раза обогнуло земной шар по эква­тору. Перевезено более 800 тысяч тонн грузов, что равно 13 333 железнодо­рожным вагонам грузоподъемностью 60 тонн. Отработав свой ресурс, «Каменск» стал на вечную сто­янку у 14-го причала ленинградско­го морского порта. Судно превращено в учебно-тренажёрное, на нём прово­дились занятия с моряками аварийно-спасательных групп, курсантами море­ходных училищ. В 1984 году пароход «Каменск» сыграл роль легендарного ледокола «Челюскин» в двухсерийном художественном фильме «Челюскин­цы», снятого киностудией «Ленфильм».

Славная полувековая история парохода – тёзки нашего города, подарившего каменчанам немало приятных воспоминаний и навсегда вписавшего своё имя в историю балтийского флота, завершилась в июле 2003 года. Судно «Каменск» было разобрано и утилизировано в латвийском городе Лиепая.

В архиве работала Анна Бабинцева. Фото: fleetphoto.ru, forums.airbase.ru.

На фото:  

«Каменск» в Финском заливе, Санкт-Петербургский торговый порт, 10 октября 2002 года.  

Кадр из советского кинофильма «Челюскинцы».

Делегаты из города Каменска на одноименном судне. Газета «Труд», 1959 год.

Метки: #история