Сегодня немногие знают, что почти полвека назад, в 1955 году, со стапелей судоверфи «Нептун» порта Росток Германской Демократической республики сошёл однотрубный красавец-пароход с надписью «Каменск» на борту. И название своё он получил в честь нашего города.
Построенный по проекту 233К Ленинградского Центрального проектно-конструкторского бюро, он имел габариты 102,4 метра в длину и 14,4 метра в ширину, скорость полного хода составляла 13 узлов, а автономность «Каменска», то есть время, в течение которого корабль способен находиться в море, выполняя назначенные ему задачи, без пополнения запасов питьевой и технической воды, провианта и расходных материалов, исчислялась тридцатью сутками.
Каменчане старшего поколения наверняка помнят, какие тёплые дружеские связи установились между членами экипажа и трудящимися и школьниками города Каменска, подарившего имя пароходу. Молодёжь обменивалась письмами и телеграммами, многие из них публиковались в нашей газете «Труд». Делегации бывали в гостях друг у друга, привозили памятные подарки и интересовались достижениями.
В разные годы команду нашего тёзки возглавляли капитаны – знаменитый на Балтике Александр Дмитриевич Бородин, товарищ Соколов, Г. К. Байгозин и другие. Первым помощником капитана являлся Александр Васильевич Панкратов, после товарищ Игнатьев.
Первое письмо, положившее начало многолетней легендарной дружбе каменчан и экипажа, было опубликовано в «Труде» 16 февраля 1958 года.
«…Мы стремимся сочетать наш труд с культурным и здоровым отдыхом, – говорится в письме. – Посещая иностранные порты, знакомимся с культурой и бытом различных народов, с историей городов… Молодёжь корабля проявляет особый интерес к футболу. Играя на первенство Балтийского государственного морского пароходства, наша команда не знала поражений… Мы желали бы не только завязать с вами переписку, но и пригласить делегацию молодёжи Каменска побывать у нас на пароходе».
Встреча, действительно, состоялась. С 29 августа по 3 сентября 1959 года в Ленинграде по приглашению экипажа парохода «Каменск» находилась молодёжная делегация из нашего города. Наши земляки привезли в подарок мореплавателям комсомольское знамя, красный вымпел, альбом с видами Каменска, фотографии передовиков производства и аккордеон.
Делегаты-каменчане жили вместе с моряками-«каменчанами» в каютах, сделали множество фотографий на память. Возможно, у кого-то из наших современников в семейном архиве хранятся эти уникальные снимки?..
Моряки устроили гостям теплый приём, горячо поблагодарили за подарки, провели экскурсию по достопримечательностям Ленинграда, вместе побывали в Петродворце. Каменчане познакомились с кораблём, с трудовой жизнью и бытом экипажа. Моряки, в свою очередь, преподнесли подарки молодёжи города: радиолу «Люкс-2», произведения художественной литературы, альбом фотоснимков. В последний момент, когда делегация покидала пароход, секретарь комсомольского комитета парохода Константин Гамалей неожиданно сорвался с места, быстро снял со стены фотографию корабля в застеклённой рамке, висевшую в кают-компании, и протянул её гостям. По словам участников поездки, это было самым лучшим подарком.
В 1963 году в «Труде» вышла заметка о том, что пароход «Каменск» переходит на жидкое топливо. На тот момент пароход, гордо носящий имя нашего города, бороздил моря и океаны почти семь лет.
«С 1 июля 1962 года крупный океанский корабль встал в Ленинграде у стенки судоремонтного завода: судно предстояло перевести с твёрдого на жидкое топливо» – поясняли наши корреспонденты шестидесятых годов.
В тот период в СССР часть судов, работавших на угле, спешно проходила модернизацию – переводилась на жидкое топливо, чем достигалось увеличение автономности и облегчался труд машинных команд. Кроме этого, на «Каменске» переоборудовали служебные и жилые помещения, устанавливали механические закрытия люков.
После окончательного перехода на жидкое топливо число команды предполагалось сократить с 50 до 36 человек, вдвое уменьшить число кочегаров, улучшить эксплуатационные качества парохода, сделать легче и производительнее труд моряков. Немаловажным улучшением становились и бытовые условия: каюты переводились на электрическое отопление, в них становилось просторнее и чище, расширялись столовая и красный уголок.
Более года продолжалась модернизация. После неё судно вступила в строй и продолжило свой славный путь. Первым рейсом, который совершил обновлённый, помолодевший пароход, стал «Выборг – Руан».
«Судовая техника работала безотказно – писал из города Ленинграда сотрудник газеты «Моряк Балтики» А. Бровков. – К берегам Франции пароход пришёл в назначенный срок. Затем новый рейс «Руан – Таллин». В столице Эстонии в трюмы судна было погружено около двух тысяч тонн различных грузов. «Каменск» берёт курс на Англию…»
Экипаж «Каменска» в шестидесятые годы состоял из настоящих мастеров своего дела, имена которых были известны далеко за пределами корабля. Это токарь-ударник Александр Тихов, награжденный орденом Ленина, третий штурман Виктор Дивляш, электромеханик Виталий Пугач, электрик Александр Большаков, машинист с тридцатилетним стажем Голованчук, самый юный член команды матрос Саша Копылов, готовившийся поступать в высшее мореходное училище имени Макарова, старший матрос Гореликов и другие.
Большая часть экипажа заочно училась, а в столовой корабля, которая одновременно являлась и учебной частью, и местом проведения общекомандных мероприятий, и кинозалом, даже был размещён табель успеваемости учащихся.
На судне была хорошо поставлена культурная жизнь и спортивная работа. Моряки коллективно посещали иностранные музеи, театры и кино, с увлечением играли в футбол с зарубежными коллегами, устраивали состязания в лапту, занимались плаванием, стрельбой и перетягиванием каната.
За период простоя на ремонте экипаж не утратил дружбы с каменчанами, напротив, ещё более укрепил её, нередко рассказывая о своих буднях со страниц газеты «Труд».
А будни порой бывали действительно увлекательными. Например, в середине 1960-х пароход перевозил реквизит и артистов советского «Цирка на льду». В числе пассажиров был дрессировщик А. Н. Майоров со своими косолапыми артистами – медведями. Экипаж корабля был приглашён в столицу Бельгии – Брюссель на выступления цирка, и впоследствии моряки с восторгом делились впечатлениями от «ещё одного торжества советского искусства за рубежом». Более всего их впечатлил номер, в котором косолапые пассажиры их парохода танцевали на коньках и играли в хоккей.
Арктика, порты Англии, Франции, Бельгии, Голландии, Западной Германии… Где только ни побывал за эти годы «Каменск». Корабль-труженик регулярно обслуживал торговую линию – Порты Северной Балтики, Антверпен, Гавр. Он перевёз в своих трюмах десятки тысяч тонн различных народнохозяйственных грузов, в том числе много сверхплановых, немало сэкономил топлива и смазки.
В энциклопедии А. Г. Лободы «весь Каменск» приводятся такие данные. «Когда в 1980 году отмечался юбилей парохода, назывались такие данные: пройдено более 750 тысяч морских миль, что составляет 1395 тысяч километров. Образно говоря, судно 33 раза обогнуло земной шар по экватору. Перевезено более 800 тысяч тонн грузов, что равно 13 333 железнодорожным вагонам грузоподъемностью 60 тонн. Отработав свой ресурс, «Каменск» стал на вечную стоянку у 14-го причала ленинградского морского порта. Судно превращено в учебно-тренажёрное, на нём проводились занятия с моряками аварийно-спасательных групп, курсантами мореходных училищ. В 1984 году пароход «Каменск» сыграл роль легендарного ледокола «Челюскин» в двухсерийном художественном фильме «Челюскинцы», снятого киностудией «Ленфильм».
Славная полувековая история парохода – тёзки нашего города, подарившего каменчанам немало приятных воспоминаний и навсегда вписавшего своё имя в историю балтийского флота, завершилась в июле 2003 года. Судно «Каменск» было разобрано и утилизировано в латвийском городе Лиепая.
В архиве работала Анна Бабинцева. Фото: fleetphoto.ru, forums.airbase.ru.
На фото:
«Каменск» в Финском заливе, Санкт-Петербургский торговый порт, 10 октября 2002 года.
Кадр из советского кинофильма «Челюскинцы».
Делегаты из города Каменска на одноименном судне. Газета «Труд», 1959 год.
Для повышения удобства сайта мы используем cookies (подробнее).
К сайту подключены сервисы Yandex.Metrika, LiveInternet, top.mail.ru, которые также использует файлы cookie (подробнее).Я согласен/согласна