Кто из нас в детстве не любил рисовать или лепить? Конечно, пробовали себя в изобразительном искусстве многие и многие каменчане, будучи детьми, учились в школе искусств. Но профессиональными художниками становятся далеко не все, тем примечательнее истории наших земляков, добившихся успеха на этом поприще.
Героиня нашей сегодняшней публикации — Марина Григорьевна Дудник — кандидат технических наук, Почетный член Международной Академии современных искусств, член Творческого союза художников России и Международной Федерации художников. А еще — каменчанка, выпускница детской школы искусств им. Я. Д. Минченкова. В преддверии Международного дня художника, который отмечается 8 декабря, мы побеседовали с Мариной Григорьевной о её видении профессии.
— Расскажите о своем первом опыте в творчестве.
— С детства я всегда что-то рисовала, делала поделки. Я родилась в творческой семье: моя мама — мастер художественной вышивки. В детстве с ней вместе я пересматривала рисунки для вышивок, различные кружева, что-то пыталась повторить. На всех этапах моей жизни я ощущала мощную поддержку со стороны мамы, папы, бабушки и дедушки, это мне очень помогает и сейчас.
А первый опыт в творчестве был реализован в музыкальной школе, где я училась с пяти лет. Музыка стала частью жизни, а позже я закончила и художественное отделение.
— Чем особенно запомнилось обучение в школе искусств?
— Сейчас я с уверенностью могу сказать: то, что дают детям на начальных этапах обучения, очень влияет на последующее их становление. Эти основы закладывают фундамент, на котором потом можно построить что угодно. Я благодарна и музыкальному, и художественному отделениям за основы, которые мне дали. Хочется сказать спасибо преподавателям Наталье Сергеевне Зайчиковой и Галине Александровне Михайловой за то внимание, что они мне уделяли.
— Трудно ли было учиться в профессиональном вузе?
— Я поступила в ДГТУ на специальность с художественным уклоном. Мы очень много рисовали. У нас были сильные преподаватели и огромный объем художественных дисциплин. Именно во время обучения на занятиях по композиции, я открыла для себя новые приемы в творчестве – декоративную стилизацию предметов и окружающего мира. Тут мне стало понятно, что это я смогу и это очень интересно. Моя первая персональная выставка состоялась в художественной школе, еще когда я была на втором курсе. Учиться на творческих специальностях всегда интересно. Да, бывало трудно, но, когда видишь результат, понимаешь, что это стоило потраченных сил.
— Вы учились по специальности «Художественная обработка материалов и ювелирных изделий». Это достаточно узкая специальность?
— Да, поскольку совмещает в себе творчество и технологии. Нас научили не только рисовать на бумаге художественные изделия, но и воплощать их в любом материале: металл, стекло, керамика или дерево. Работа с металлом включает в себя и создание ювелирных украшений. У нас было много практических работ и возможность изучить разный материал и технологии его обработки. Моей дипломной работой были латунные часы в стиле стим-панк, и их я сделала полностью сама – от эскиза до готового изделия в металле.
— У Вас есть опыт работы и как художника, и как реставратора, а что нравится больше?
— Реставратором я работала сразу после окончания вуза. Работа была напрямую связана с моей специальностью. Я реставрировала предметы декора, мебель, лепнину. Конечно, навыки творческой работы очень пригодились. Мы восстанавливали потерянные части лепного декора, подбирали цвет краски в тон изделия. Это была в целом очень творческая и интересная работа. Но нужно было двигаться дальше.
— Что Вы любите творить как художник?
— У меня сложился свой авторский почерк написания картин. Я создаю стилизованные формы, которые представляют собой некий симбиоз пластических приемов — сюрреалистического и экспрессионистического одновременно. Работаю в разных техниках, иногда экспериментирую и создаю целые художественные миры. В основном, мои работы на холстах, но у меня еще есть скульптуры. Создавать объемные формы сложнее, уходит много времени. Но, думаю, когда-нибудь я дополню свою персональную выставку металлическими скульптурами.
— Как Вы давно преподаете?
— Свой преподавательский путь я начала на своей родной кафедре в ДГТУ. Там я прошла нелегкий путь от инженера до доцента кафедры. Я преподаю цикл творческих дисциплин – живопись, рисунок, композиция и другие. Студенты следят за моими выставками, я вдохновляю их, и это высокая награда! А они вдохновляют меня. Считаю очень правильным постоянно показывать на своем примере, как и где можно применять все те знания, которые они получают на занятиях. Я состою в нескольких союзах художников, в том числе в Творческом союзе художников России, где являюсь председателем секции «Современное искусство». Недавно решением президиума избрана Почетным членом Международной академии современных искусств. Являюсь дважды лауреатом премии губернатора Ростовской области лучшим представителям творческой интеллигенции. Постоянно участвую в Международных, Всероссийских, региональных выставках, конкурсах. Как руководитель участвую в выставках и конкурсах студенческих работ по направлению ТХОМ (Технология художественной обработки материалов), которые проходят по всей России, мои студенты занимают призовые места. Параллельно я окончила Санкт-Петербургский университет промышленных технологий и дизайна, получила ученую степень кандидата наук. Тема моей диссертации состояла в разработке защитно-декоративного покрытия для средовых объектов. Моё исследование позволило расширить палитру цвета газодинамических покрытий. После защиты меня пригласили преподавать в этот вуз. Уверена. очень важно преподавателю самому развиваться как художник, нужно постоянно пополнять свои знания и делиться ими с окружающими.
— Что Вы считаете главным в профессии?
— Я всегда стремилась к тому, чтобы работа была интересной и приносила удовольствие, иначе на свое творчество возможно никогда не будет хватать времени. Считаю для художника очень важным найти место, где он будет не только развиваться творчески, но и делиться своими знаниями. Мне очень близко мнение живописца Э. Дега: «Искусство — это не то, что ты видишь, а то, что ты заставляешь других видеть».
— Спасибо за беседу!